Задание: Выпиши из сказки "Перышко Финиста Ясна Сокола" сказочные словосочетания и выражения.
Ответ: ⇒ Жил-был старик.
⇒ За тридевять земель, в тридесятом царстве.
⇒ Прежде три пары башмаков железных истопчешь, три посоха чугунных
изломаешь, трипросвиры каменных изгложешь, чем найдешь меня, добра
молодца!
⇒ Целовать-миловать, крепко к сердцу прижимать.
⇒ Явился перед девицей прекрасный царевич.
⇒ Повели они меж собой речи сладкие, хорошие.
⇒ "Полетай, мое перышко, во чистом поле, погуляй до поры до времени!"
⇒ Серебряное донце, золотое веретёнце; станешь кудель прясть - золотая нитка потянется!
⇒ Золотое пяльце да иголочка; ты только пяльце держи, а иголочка сама вышивать будет.
⇒ На той свадьбе и я был, вино пил, по усам текло, а во рту не было.
Лето
Моё любимое время года это лето! Я так люблю летние ,жаркие,солнечные деньки. Особенно когда ты проводишь их с друзьми. Однажды мы с папой в конце августа пошли за грибами. Мама сварила нам чудесный грибной супчик! Я жду лето с большим нетерпением.
Риторическое восклицание (восклицательное предложение) → передаёт различные эмоции автора (огорчение, восторг, удивление); служит для передачи кульминации чувств.
1. Возмущение:
«Бесстыдный! старец нечестивый!
Безумец! (на закате дней<span>
Он вздумал быть ее супругом).
</span>
2. Негодование:
Она в объятиях злодея!<span>
Какой позор!</span>
3. Подчеркивает негативное отношение:
(Как он умеет самовластно<span>
Сердца привлечь и разгадать,
Умами править безопасно),
Чужие тайны разрешать!</span>
4. Подчеркивает негативное отношение:
(С какой доверчивостью лживой,<span>
Как добродушно на пирах
Со старцами старик болтливый,
Жалеет он о прошлых днях,
Свободу славит с своевольным,
Поносит власти с недовольным,
С ожесточенным слезы льет,)
С глупцом разумну речь ведет!</span>
<span>5. Подчеркивает радость героя: </span>
Но как он вздрогнул, как воспрянул,<span>
Когда пред ним внезапно грянул
Упадший гром!</span>
6. Возмущение:
И ныне злобный недруг смел<span>
Его седины опозорить!</span>
7. Подчеркивает то, как много людей знает о положении Марии (масштаб, множество):
О, если б ведала она,<span>
Что уж узнала вся Украйна!</span>
8. Показывает важность события:
(И с ними царские дружины
Сошлись в дыму среди равнины:)
И грянул бой, Полтавский бой!
9. Восторженность:
О славный час! о славный вид!
10. Забыт Мазепа с давних пор!
Особую роль в произведении играет символика. Символика — это одно из основных средств выражения авторской позиции, которое отражено в текстовых элементах, не влияющих на основное развитие сюжета, а, может быть, только предугадывающих его. Так, по картинкам, висевшим на стене в комнате Самсона Вырина, которые долго рассматривал рассказчик, мы можем судить о дальнейшем ходе событий. Картинки “изображали историю блудного сына”. На первый взгляд может показаться, что эти картинки рассказывают о жизненном пути Дуни. Но на самом деле образ блудного сына — это образ самого главного героя. Первая картинка говорит о том, что Самсон Вырин “уходит” от своей дочери. Ведь он совсем не верит в ее счастье, он даже не способен представить, что молодой гусар может жениться на Дуне. В разговоре с Минским в Петербурге Вырин сказал: “Отдайте мне... бедную мою Дуню. Ведь вы потешились ею; не губите ее понапрасну”. В этих словах проявляются как отцовские чувства, так и непонимание своей дочери, отсутствие веры в любовь. Дуня с Минским сразу договорились, что уедут вместе. Но почему они не сказали ничего об этом Самсону Вырину? Они полюбили друг друга, но можно предположить, что гусар не сразу решил жениться на дочери бедного станционного смотрителя, поэтому Дуня и Минский не могли ничего сказать. Отец, не доверяя молодому гусару и не веря в силу любви, разбил бы их счастье, а вместе с этим и их жизнь. “Что такое станционный смотритель?” — спрашивает Пушкин у читателей устами рассказчика в самом начале повести. “Сущий мученик четырнадцатого класса”, потому что его чин становится его жизнью, то есть он “ограничен”, он мыслит именно как “чиновник четырнадцатого класса”. И, конечно, по его логике, бедная девушка не может быть счастлива с богатым ротмистром, который только посмеется над ней и уж наверняка никогда не женится. Самсон Вырин при этом недальновиден. Дуня не решалась сама сесть в кибитку, и, может быть, у нее не хватило бы смелости это сделать, но ее отец сказал: “Чего ж ты боишься?., ведь его благородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви”. Самсон Вырин как бы сам определил судьбу своей дочери.
Но вернемся опять к символике произведения. На ограниченность, недальновидность Вырина намекает вторая картинка. На ней мы видим блудного сына, окруженного “ложными друзьями”. Действительно, и в другом случае Самсон Вырин поверил доктору, посоветовавшему здоровому гусару отдых и покой на несколько дней, даже и не подозревая, что этот доктор в сговоре с Минским. На третьей картинке изображен юноша, который пасет свиней и разделяет с ними трапезу; на его лице — глубокая печаль и раскаяние. Этот сюжет как бы подсказывает дальнейшую судьбу смотрителя, который за три или четыре года без Дуни превратился из “бодрого мужчины” в “хилого старика”. Он не мог простить себе, что отпустил дочь; одно упоминание о ней вызывало боль и горечь. И последняя картинка рассказывает нам о возвращении блудного сына, с чем ассоциируется “возвращение” отца к дочери уже после смерти, когда Дуня приезжает навестить отца и находит его на кладбище.
“Коллежский регистратор. / Почтовой станции диктатор” — слова Вяземского, приведенные Пушкиным как эпиграф к произведению. Самсон Вырин именно “диктатор” жизни Дуни, не оставляющий ей права выбора.
Ограниченность Самсона Вырина — это не просто свойство его индивидуального характера, она социально определена условиями его жизни. Осуждая станционного смотрителя, Пушкин тем не менее, как мне представляется, жалеет его, рассказывая о трагедии его неудавшейся жизни.
“Станционный смотритель” — это первое произведение в русской литературе, в котором создан образ “маленького человека”. В дальнейшем эта тема становится типичной для русской литературы. Она представлена в творчестве таких писателей, как Гоголь, Чехов, Л. Толстой, Гончаров и др.
Создание образа “маленького человека” — это тоже средство выражения авторской позиции. Но каждый автор по-своему решает эту проблему. Авторская позиция Пушкина, несомненно, выражена в осуждении ограниченности станционного смотрителя, но, осуждая, Пушкин все же не презирает этого “маленького человека”, как, например, Гоголь и Чехов (в “Шинели” и “Смерти чиновника”). Таким образом, в “Станционном смотрителе” Пушкин прямо не высказывает свою авторскую позицию, пряча ее в деталях, которые очень важны для понимания всего произведения в целом.