Осип Мандельштам
стихотворение
«Ода Бетховену»
Бывает сердце так сурово,
Что и любя его не тронь!
И в темной комнате глухого
Бетховена горит огонь.
И я не мог твоей, мучитель,
Чрезмерной радости понять.
Уже бросает исполнитель
Испепеленную тетрадь.
. . . . . . . . .
. . . . . . . . .
. . . . . . . . .
Кто этот дивный пешеход?
Он так стремительно ступает
С зеленой шляпою в руке,
. . . . . . . . .
. . . . . . . . .
С кем можно глубже и полнее
Всю чашу нежности испить,
Кто может, ярче пламенея
Усилье воли освятить?
Кто по-крестьянски, сын фламандца,
Мир пригласил на ритурнель
И до тех пор не кончил танца,
Пока не вышел буйный хмель?
О Дионис, как муж, наивный
И благодарный, как дитя!
Ты перенес свой жребий дивный
То негодуя, то шутя!
С каким глухим негодованьем
Ты собирал с князей оброк
Или с рассеянным вниманьем
На фортепьянный шел урок!
Тебе монашеские кельи -
Всемирной радости приют,
Тебе в пророческом весельи
Огнепоклонники поют;
Огонь пылает в человеке,
Его унять никто не мог.
Тебя назвать не смели греки,
Но чтили, неизвестный бог!
О величавой жертвы пламя!
Полнеба охватил костер -
И царской скинии над нами
Разодран шелковый шатер.
И в промежутке воспаленном,
Где мы не видим ничего, -
Ты указал в чертоге тронном
На белой славы торжество!
Дата написания: 1914 год
Источник http://www.sbornik-stihov.ru/mandelshtam73.html
С пьесы "Утро" начинается сюита "Пер Гюнт" норвежского композитора Эдварда Грига. Благодаря темпу - allegretto pastorale - и размеру - 6/8 - пьеса звучит умеренно и плавно. В произведении использованы звуки высокого регистра, изображающие сельскую местность и ее обитателей. Мы слышим легкую незатейливую мелодию, погружающую нас в состояние покоя и безмятежности и которая передает краски рассвета и пробуждение природы: в пьесе слышится щебетание птиц, шелест листьев. Постепенно звучание музыки усиливается, добавляются все новые краски, будто яркие лучи солнца пробиваются сквозь зеленые листья деревьев. От piano в начале мелодия движется через forte к fortissimo и вновь возвращается к pianо. Мы можем наблюдать также изменение динамики в средней части пьесы: звучание резко усиливается с piano до fortissimo и наоборот. Затем мелодия вновь становится прозрачной, почти невесомой. Все утихает.
Немаловажную роль в пьесе играют штрихи и мелизмы, например, в пьесе "Утро" обилие форшлагов и тремоло, изображающих птиц, прилетевших погреться в лучах солнца.
1. Моцарта считали ребенком-вундеркиндом. К примеру, в Лондонемалолетний Моцарт был объектом научных исследований, а в Голландии, где во время постов строго изгонялась музыка, для него было сделано исключение, так как в его необычайном даровании духовенство усматривало Божий перст.2. Чудо-ребенок с раннего возраста разъезжал с отцом по концертам и удивлял публику. Чтобы выступления были более зрелищными, отец завязывал Моцарту глаза, перед тем как тот начинал играть на клавире. Также платном накрывали и клавиатуру. Однако это не мешало одаренному ребенку развлекать музыкой великосветскую публику.3. На одном из концертов Моцарта-ребенка на сцену выбежала кошка. Когда мальчик увидел животное, он с восторгом бросился к нему, забыв о зрителях и о том, что он играет концерт. Рассерженный отец призывал сына вернуться к инструменту. На что мальчик отвечал, что клавесин никуда не денется, а вот кошка может убежать.4. Всем известно, что первую свою музыкальную композицию Моцарт написал в шесть лет. А к семнадцати годам среди произведений уже известного музыканта насчитывались 4 оперы, несколько духовных сочинений, 13 симфоний, 24 сонаты, не говоря о массе более мелких композиций.5. Однажды 17-летний Моцарт давал концерты во Франфкурте-на-Майне. После одного из выступлений к нему подошел 14-летний мальчик и сказал, как тот замечательно играет, и что ему самому так играть никогда не научиться. На это композитор ответил, что играть — это же так просто. Еще Моцарт спросил у мальчика, пробовал ли он записывать музыку, которая приходит ему в голову. Мальчик сказал, что ему в голову приходят только стихи и что их писать — вот это на самом деле легко. Собеседником Моцарта был юный Гете.6. Орден Рыцаря золотой шпоры из рук Папы Римского Моцарт получил за то, что тот на слух безупречно записал сложнейшее музыкальное произведение. Гигантское девятиголосное сочинение Аллегри для двух хоров исполнялось в Ватиканевсего один раз в год. По приказу Папы Римского партитура этого произведения тщательно охранялась и никому не показывалась. Но Моцарт, прослушав всего лишь раз это произведение, записал его на слух. Он хотел сделать подарок для своей сестры Наннель - преподнести ей ноты, которые имеются только у Папы Римского. Когда об этом прослышали в Ватикане, Папа пришел в крайнее изумление и, убедившись, что нотная запись безупречна, наградил Моцарта вышеупомянутым орденом.7. Как то раз, когда Вольфганг Амадей Моцарт оформлял бумагу со сведениями о своих доходах, к записи о жаловании придворного композитора императора Иосифа он сделал приписку, в которой содержалось следующее: «Это слишком много за то, что я делаю, и слишком мало за то, что мог бы делать».8. Моцарт мог оказаться и творить вРоссии. Об этом свидетельствет история о том, как однажды русский посол в Вене Андрей Разумовский написал Потемкину, будто бы нашел некоего бедствующего музыканта и исполнителя по имени Вольфганг Амадей Моцарт, который готов пуститься в дальнее путешествие в Россию, так как ему нечем кормить свою семью. Но, видно, Потемкину в ту пору было не до того, и письмо Разумовского осталось без ответа, а Моцарт без заработка и путешествия в Россию.9. Мало кому известно, что сын Вольфганга Моцарта - Франц Ксавер Моцарт - почти тридцать лет прожил воЛьвове. Он организовал в городе хоровое общество, учил детей игре на фортепиано, сам выступал с концертами и дирижировал оркестром. Во Львове он написал пьесы для фортепиано на мотивы украинских народных песен. И по сей день во Львовской консерватории имени Н.Лысенко звучит музыка, созданная сыном Вольфганга Моцарта.
понятия из области изобразительного искусства перешли в музыку
Изобразительное искусство – явление пространственное: оно вписывает в мир природы свои линии и формы, обогащает его цветами и красками. Музыка здесь, казалось бы, вовсе не при чём: у неё своя художественная область, и встреча её с живописью если и возможна, то лишь на «нейтральной территории» - например, в опере или музыкальном спектакле, где действие требует и музыкального выражения, и декоративного оформления. ... Однако понятие «второстепенный» в искусстве носит условный характер. ... Контраст музыкально-изобразительного характера можно найти в многочисленных «пейзажных» пьесах. Этот пример – начало прелюдии К. Дебюсси «Паруса».
Баллада соль минор
Музыкальная Баллада