Вот это краткое содержание сказки.
<span>Жил когда-то в Новгороде Садко, у которого были только «гусельки яровчаты» , с которыми он по пирам ходил. Вот пошел он однажды к Ильмень-озеру на гуслях играть. Взволновалось тут озеро, испугался Садко и ушел с озера. Три раза так ходил Садко, на третий раз из воды выходит царь морской. Царю понравилась игра музыканта, и хочет он отблагодарить Садко. Предлагает: А не то ступай во Новгород И ударь о велик заклад.. . И спорь, что в Ильмень-озере Есть рыба — золоты перья. Садко так и сделал. Он поспорил с купцами и с неводом пошел на озеро. Три раза закидывали невод и три раза вытаскивали «рыбку — золоты перья» . Отдали купцы новгородские свои лавки, и стал Садко торговать. Разбогател Садко неслыханно. Однажды он ударяет «о велик заклад» с настоятелями, что выкупит все товары в Новгороде. Три дня скупает Садко с дружиной товары в городе, а взамен проданных новые привозят. Проиграл Садко заклад, а со скупленным товаром поплыл за море торговать. Удачно продав все, отправляется Садко в обратный путь, но в море настигает его корабли шторм. Садко понимает, что царь морской требует дань. Тянут жребий, и выпадает Садко оставаться в море в качестве жертвы. Он попадает на дно моря. В «палате белокаменной» сидит царь морской и просит Садко играть на гуслях. Садко играет, а царь морской пускается в пляс, отчего на море начинается сильнейший шторм. Как стал народ молиться Миколе Можайскому, Как тронуло Садка в плечо во правое: —Ай, же ты, Садко новагородский! Полно играть в гуселышки яровчаты! Микола Можайский подсказывает Садко, как ему царя морского перехитрить. Нужно сломать гусли. Тогда царь предложит Садко выбрать «девицу-краса- вицу» . Выбрать нужно будет последнюю — Чернавушку, только ночью, как пойдут спать, нельзя будет творить «блуда во синем море» . И проснется тогда Садко в Новгороде. Садко так и сделал. Оказался он «на крутом кряжу» , видит, как возвращаются его корабли в Новгород. Вместе с ними и вошел в город к молодой жене.</span>
<span>В рассказах замечательного русского писателя А.П. Чехова получили продолжение традиции художественных школ Н.В. Гоголя и М.Е. Салтыкова- Щедрина, особенно – сатирико- юмористическая линия. Необычайно чуткий к жизненным несправедливостям, лжи, фальши, испытывая душевную боль за человечество, писатель избирает наиболее доступный ему способ борьбы с нравственными и социальными пороками – способ художественной насмешки над уродствами жизни. Двумя способами его воплощения стали юмор и сатира. И если ранний период чеховского творчества – время «Антоши Чехонте», связанный с сотрудничеством с журналами «Стрекоза», «Осколки» и др., характеризуется созданием преимущественно юмористических рассказов, то этап зрелого творчества писателя (со второй половины 80-х годов) открывает читателю Чехова-сатирика, безжалостно обличавшего общественные и личностные пороки, обнажающего опасную сущность мещанства. В своих ранних рассказах Чехов изображает общий уклад жизни, которая уже тогда выступает у него как нечто нелепое, дикое и потому смешное. В этих, пока небольших по объему, произведениях преобладает внешний комизм – комизм ситуаций. Это сближает раннюю прозу Чехова с анекдотами. Таковы, например, «Хирургия», «Налим», «Репетитор», «Лошадиная фамилия» – короткие веселые рассказы, вызывающие у читателя скорее добрый безобидный смех, нежели возмущение несправедливостями этой жизни. Но, несмотря на отсутствие резкого социального обличения, уже здесь можно отметить некоторые характерные черты, сближающие Чехова с М.Е. Салтыковым-Щедриным: гротесковые ситуации, гиперболизация персонажей, использование приема градации. Например, можно проследить градационное нарастание напряженности ситуаций в названных рассказах, что проявляется в многократном повторении героями одних и тех же действий с усилением результата. Так, приказчик многократно и безуспешно пытается вспомнить фамилию зубного врача, каждый раз изобретая все более искаженные варианты, пока, наконец, не оказывается, что настоящая фамилия – Овсов – только относительно может считаться «лошадиной» («Лошадиная фамилия»). Дьячок Вонмигласов от похвал «радетеля»-врача» переходит к проклятиям в его адрес – «ирод», «паршивый черт» («Хирургия»). Молоденький репетитор Зиберов последовательно демонстрирует незнание почти по всем предметом, которые преподает мальчику Пете («Репетитор»). К горе-рыбакам Герасиму и Любиму постепенно присоединяются сначала пастух, затем барин, потом кучер. Однако уже на раннем этапе своего творчества Чехов затрагивает социальные и нравственные проблемы, которые получают развитие в последующих произведениях писателя. Здесь можно назвать такие</span>
В этот холодный и ненастный октябрь Катерине Петровне стало ещё труднее вставать по утрам. Старый дом, в котором она доживала свой век, был построен её отцом, известным художником, и находился под охраной областного музея. Дом стоял в селе Заборье. Каждый день к Катерине Петровне прибегала Манюшка, дочь колхозного сапожника, помогала по хозяйству. Иногда заходил Тихон, сторож при пожарном сарае. Он помнил, как отец Катерины Петровны строил этот дом.
Настя, единственная дочь Катерины Петровны, жила в Ленинграде. Последний раз она приезжала три года назад. Катерина Петровна очень редко писала Насте — не хотела мешать, но думала о ней постоянно. Настя тоже не писала, только раз в два-три месяца почтальон приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей.
Однажды в конце октября, ночью кто-то долго стучал в калитку. Катерина Петровна вышла посмотреть, но там никого не было. В ту же ночь она написала дочери письмо с просьбой приехать.
Настя работала секретарём в Союзе художников. Художники звали её Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза. Она была очень занята — устраивала выставку молодого скульптора Тимофеева, поэтому положила письмо матери в сумочку не читая, только вздохнула с облегчением: если мать пишет — значит жива. В мастерской Тимофеева Настя увидела скульптуру Гоголя. Ей показалось, что писатель насмешливо и укоризненно смотрит на неё.
Две недели Настя возилась с устройством выставки Тимофеева. На открытие выставки курьерша принесла Насте телеграмму из Заборья: «Катя помирает. Тихон». Настя скомкала телеграмму и снова почувствовала на себе укоризненный взгляд Гоголя. В тот же вечер Настя уехала в Заборье.
Катерина Петровна не вставала уже десятый день. Манюшка шестые сутки не отходила от неё. Тихон пошёл на почту и что-то долго писал в почтовом бланке, потом принёс его Катерине Петровне и испуганно прочёл: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя». Катерина Петровна поблагодарила Тихона за доброе слово, отвернулась к стенке и словно уснула.
Хоронили Катерину Петровну на следующий день. На похороны собрались старухи и ребята. По дороге на кладбище похороны увидела молоденькая учительница и вспомнила о своей старенькой матери, которая осталась одна. Учительница подошла к гробу и поцеловала Катерину Петровну в высохшую жёлтую руку.
Настя приехала в Заборье на второй день после похорон. Она застала свежий могильный холм на кладбище и холодную тёмную комнату, из которой ушла жизнь. В этой комнате Настя проплакала всю ночь. Уезжала она из Заборья крадучись, чтобы никто не заметил и ни о чём не спросил. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не может снять с неё груз непоправимой вины.
В ту ночь мы сошли друг от друга с ума,
Светила нам только зловещая тьма,
Свое бормотали арыки,
И Азией пахли гвоздики.
И мы проходили сквозь город чужой,
Сквозь дымную песнь и полуночный зной, —
Одни под созвездием Змея,
Взглянуть друг на друга не смея.
То мог быть Стамбул или даже Багдад,
Но, увы! не Варшава, не Ленинград,
И горькое это несходство
Душило, как воздух сиротства.
И чудилось: рядом шагают века,
И в бубен незримая била рука,
И звуки, как тайные знаки,
Пред нами кружились во мраке.
Мы были с тобою в таинственной мгле,
Как будто бы шли по ничейной земле,
Но месяц алмазной фелукой
Вдруг выплыл над встречей-разлукой.. .
И если вернется та ночь и к тебе
В твоей для меня непонятной судьбе,
Ты знай, что приснилась кому-то
<span>Священная эта минута. </span>
Замысел романа Достоевского «Преступление и наказание» очень глубок и
сложен. С самого начала автор просто знакомит нас с главным героем, но
атмосфера романа уже ясна – атмосфера духоты перед грозой. Сразу же
передается болезненно-нервозное состояние Раскольникова, и можно
почувствовать, что произойдет дальше.
Поскольку в романе отображена единая линия действия, связанная с
убийством старухи-процентщицы, нет побочных линий, и все произведение
посвящено психологической проблеме Раскольникова, то можно сказать, что
во всем романе основная идея заключается в осознании главным героем
собственной теории.
Раскольников три раза переживает убийство: до преступления –
расчет, во время преступления – осуществление роковых планов, и после
него – осознание происшедшего. Даже во сне его мучают угрызения совести.
Три сна отражают все его переживания.
Раскольников сначала еще не осознает толком, по каким причинам у него
возникают странные, нелепые мысли о будущем преступлении (причем их
неизбежность неминуема), он боится об этом думать, но все равно какая-то
сила заставляет его обращать внимание на все мелочи, касающиеся
старухи-процентщицы. Не только теория о двух категориях человечества, но
и просто случайные совпадения постоянно способствуют преступлению.
Например, разговор двух студентов в распивочной, услышанный
Раскольниковым, - не один он думал, что старуху нужно убить.
Потом Раскольников в безумном монологе признается сам себе, что
он замышляет ужасное убийство: «Да неужели ж, неужели ж я в самом деле
возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп». После этого
признания он уже чувствует, что «нет у него более ни свободы рассудка,
ни воли и что все вдруг решено окончательно». Он не может найти себе
покоя. Встревоженный одной постоянной мыслью, он уже не в силах
противостоять ей. Эта мысль исходит из его теории. Но почему он, так
убежденный в своих рассуждениях о «тварях дрожащих» и «сильных мира
сего», ужаснулся, когда увидел, как его теория отражается на практике?
Может быть, он решил проверить свои принципы? Или доказать самому себе,
что он сам не «вошь»?
Раскольников жил в бедных условиях, и ему, несомненно, хотелось
лучшей жизни. Но стоило ли это все жизней старухи и Лизаветы, даже если
они и были «тварями дрожащими»? По теории Раскольникова – да.
Сама фамилия главного героя характеризует его. Раскол
происходит в его душе, в ней уживаются и добро, и зло. И постоянно
происходит борьба этих двух начал. Достоевский рисует раскольникова то
как хладнокровного убийцу, не отступившего перед убийством двух человек,
то как заботливого брата, доброго друга. Сначала зло торжествует –
Раскольников совершил преступление. Но после, осмыслив все свои
поступки, он раскаялся, обретя веру. Его же теория выдала его и помогла
Порфирию раскрыть преступление.
Достоевский вводит практически всех героев романа в тупиковые
ситуации. Многие не находят выхода из этого лабиринта и погибают
(старуха, Катерина, Мармеладов, Свидригайлов) по воле судьбы или по
своей воле. Но другие герои выживают в трудных условиях (Раскольников,
Соня, Дуня).
<span>Что же помогло Раскольникову избежать тупика, что толкнуло его
на осознание совершенного, на раскаяние? Безусловно, не появись в его
жизни Сони, все кончилось бы тем, что он покончил бы с собой. Именно
Соне он открыл свою душу, ей первой он рассказал правду. Может быть, уже
при чтении Библии Раскольников осознал свою вину до конца?</span>