Понятие «героизм» тесно связано с исходным для него определением – кто есть «герой».
"Герой" (от греч. heros герои, ирои) – так в греческой мифологии в доисторические времена назывались полубоги – дети, один из родителей которых был божественного происхождения, а другой – смертный. Боги тоже могли опускаться до героев, но и люди-благодетели, влияние которых продолжалось и после их смерти, тоже возводились за знаменитые деяния посмертно в боги или герои, которые окружались затем культом.
В Древнем мире и в более поздние времена героями стали называть воинов, совершающих подвиги и выделявшихся особой храбростью, доблестью и самопожертвованием.
В эпоху перехода от капитализма к социализму абсолютизация индивидуального подвига подверглась критике в пользу марксистской концепции массового героического подвига.
В настоящее время сформировалось такое определение героя:
А вот подобного точного и лаконичного определения героизма не находится.
Попробуем самостоятельно обобщить известные черты героизма.
1.Героизм – это исключительно яркое и выдающееся деяние среди всех других действий человека.
2.Героизм совершают только необычайно мужественные, смелые и доблестные люди, готовые к самопожертвованию.
3.Героизм совершается не для себя, а в интересах других людей, в общественных интересах.
4.Героизм востребован и совершается в самые критические моменты жизни человека и общества, когда вопрос стоит о его жизни и смерти или других людей:
5.Источник героизма не поддаётся однозначной трактовке:
Источник героизма, на наш взгляд, заключается в следующем.
Самый ближайший синоним героизма – это самопожертвование. Чтобы жертвовать чем-то, надо это иметь. У человека должна быть определённая система взглядов на мир и своё место в мире, а также важнейшие жизненные принципы (в том числе и моральные), его убеждения (вера), а также ценностные ориентации. Это осознание смысла жизни не как жизни для себя, а как жизни в человеческом (со)обществе, в служении и труде для своих близких и всего сообщества. Это нравственное достоинство человека, благородство души, честность, смелость, мужество и др.
Всё перечисленное определяет сущность человека как homo sapiens – человека разумного, и именно это проявляется в критический момент в человеке. В целом эта сущность - его разум, а не страх или безумие. Безумие – это скорее для самоубийства, а не для самопожертвования.
Мне ближе всего высказывание Джордано Бруно, связавшего суть героя со стремлением к истине. Я особенно внимательно слушала в эти дни интервью наших героев войны. В критический момент они не сомневались ни секунды, страха не было, если и был всплеск эмоций, то все эмоции, все силы слились воедино, весь разум был сосредоточен на одной мысли: «Так надо, я должен!». За этим убеждением стояла глубокая и непоколебимая вера в истину: «Наше дело правое!». Глубоко личное дело человека «Враг будет разбит!» совпало со всеобщим делом, со всеобщей целью - «Победа будет за нами!» и приобрело тем самым всеобщее значение, оказало и продолжает оказывать влияние на следующие поколения.
Величие героизма в том, что человек совершает свой подвиг ради других людей. И слово «подвиг» имеет здесь тоже глубокий смысл: подвиг > подвигает > продвигает (общее дело). Так что это не просто самопожертвование, а вклад героя в поступательное движение своего народа (и тем самым всемирного сообщества людей) вперёд. В этом мне представляется суть героизма.