Действительно, по воспоминаниям Н. А. Пушешникова, племянника писателя, Бунин однажды сказал:
Поэтому весьма вероятно, что и с рассказом "Кавказ" дело обстояло именно так.
Если прочесть этот рассказ внимательно с точки зрения описанных в нём звуков, то становиться очевидно, что он очень "звучащий", в нём множество самых разных звуков. Шумы кавказских "джунглей" возле домика, где две недели жил герой — звон и жужжание насекомых, кваканье лягушек, шорох ветра в густой листве. Крик осла в деревеньке по-соседству, гомон базара там же, шум накатывающего прилива и др. А так же два звука, вероятно, имевших композиционное значение — стук дождя по крыше вагона на вокзале холодного северного города и грохот двойного выстрела в гостиничном номере где-то на юге.
Иными словами, звуков в "Кавказе" много. Но какой (или какие) из них послужил зерном, из которого вырос весь этот рассказ, сказать мог бы, наверное, только сам Бунин.
Тему свободы у Булгакова можно раскрыть на примере романа "Мастер и Маргарита". Это произведение о свободных и несвободных людях. Пример - Иешуа и Пилат. Иешуа - свободный человек и смелый. Даже под страхом смерти он не отказывается от своих слов. Пилат, несмотря на всю данную ему власть, полностью зависит от Кесаря и Римского государства.
Другой пример - это Мастер и критики Массолита. Мастер не скован какими-то догмами, он пишет от души, тогда как Берлиоз и ему подобные вынуждены писать (да и жить) в каких-то рамках.
Интересна также эволюция Ивана Бездомного. Через весь роман он проходит путь от несвободы к свободе.
Желательно написать на бумаге, предварительно взяв в руку ручку:) Писать о том, что читать - нужное занятие, чтобы развить память, внимание, почерпнуть полезное, получить удовольствие. Но самое главное - литература в школе не должна быть чтением и тупым пересказыванием текста за оценку, то есть бартером. Ребенок должен научиться понимать прочитанное, научиться критически мыслить - выстраивать свою точку зрения и обосновывать ее, руша стереотипы мышления и привычную трактовку. Ну и, само собой, учителя должны показать детям, что писатели и прочие корифеи литературы - не иконы, не постаменты, не памятники. Они прежде всего люди - наркоманы, параноики, шизофреники, что они тоже имеют пристрастие к алкоголю, женщинам и пр.
Можно это некоторым образом совместить. На сочинение и ЕГЭ потребуются литературные аргументы, поэтому можно устраивать краткие обзоры, с приведением всех аргументов в произведение под запись учеников.
На декабрьское сочинение забивать не стоит, потому что от него ведь зависит допуск к ЕГЭ. В случае, если ученик не справится это послужит лишним стрессом для него, в итак сложный период.
Можно задавать решение вариантов егэ на дом, а в классе уделять лишь время для краткой проверки и объяснению непонятых вопросов, остальное время потратить на подговтовку к сочинению.
Начиная с 2014 года выпускники (11 класс) перед сдачей ЕГЭ будут писать сочинения. Писать предстоит уже в декабре 2014.
Список тем сочинений по литературе для 11 класса состоит из 5 тем.
- "Недаром помнит вся Россия..." - сочинение, посвященное двухсотлетнему юбилею Михаила Юрьевича Лермонтова.
- "Вопросы, заданные человечеству войной" - в этом сочинении учащиеся должны будут поразмышлять о причинах возникновения военных конфликтов, а также о влиянии войны на судьбу человека и на судьбу всей страны. Предполагается, что сочинение будет написано на основе прочитанной литературы о войне.
- "Человек и природа в отечественной и мировой литературе". Тема этого сочинения основана на знании классической литературы, раскрывающей духовную связь, которая существует между человеком и природой.
- "Спор поколений: вместе и врозь" - в этом сочинении школьникам предложат раскрыть тему "отцов и детей" также на примерах из классики.
- "Чем люди живы?" - пятая тема абстрактная, в ней предстоит высказать свои мысли о нравственности и морали современного общества.
Более подробную информацию о темах сочинений можно посмотреть здесь.