<span>СИМЕО́Н ПО́ЛОЦКИЙ (1629—80) белорус. и рус. обществ. и церк. деятель, поэт, переводчик, публицист, деятель рус. просвещения. Прозвание "Полоцкий" получил по месту рождения. В 1640—50 учился в Киево-Могилянской академии, окончив к-рую, стал преподавателем в Полоцкой Богоявленской братской школе. С 1667 — учитель царевичей Алексея Алексеевича, Федора Алексеевича и царевны Софьи, с 1679 наблюдал за учителем Петра I (Никитой Зотовым), обучал также детей др. знатных лиц. Автор богословского трактата "Жезл правления" (1667), направл. против патриарха Никона и вождей раскола. В 1678 организовал в Кремле типографию. С 1648 начал писать стихи.и др. произведения. Пользовался силлабич. стихом; явился основоположником в рус. лит-ре поэтич. и драм. жанров. Написал «Букварь», «Рифмованную псалтырь», два больших рукописных сборника «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный». Основоположник русской драматургии . </span>
<span>Иоанникий Лихуд (1633 — 1717) и Софроний Лихуд (1652 — 1730) — греческие православные монахи, первые преподаватели славяно-греко-латинской академии — первого высшего учебного заведения в Московском государстве. </span>
<span>Начало их преподавательской деятельности в Москве в 1685 году ознаменовало окончательную победу «грекофильской» партии над «латинской» в богословских спорах и политической борьбе того времени в Московской Церкви и при царском Дворе. </span>
<span>Никола́й Гаври́лович Спафа́рий (1636, — 1708) — российский дипломат и учёный. Известен своими учёными трудами и посольством в Китай. Владел, помимо румынского, девятью языками: латынью, греческим и древнегреческим, турецким, русским, итальянским, китайским, французским и шведским.Автор ряда работ исторического и богословского характера, а также текста «Царского титулярника». Автор первой российской арифметики «Арифмологион», которую написал как учебное пособие для детей придворных и детей Артамона Матвеева. Первое в географической литературе подробное описание Байкала. </span>
<span>Традиционные иконописные приемы художников-новаторов постепенно заменялись более реалистическими. Этот процесс получил яркое отражение в творчестве Симона Ушакова. Если ранние работы выполнены им в древнерусской иконописной манере (две иконы Владимирской Богоматери), то в конце 50-х гг. появились иконы, написанные с учетом знания анатомического строения лица и с использованием светотени («Великий Архиерей», «Спас Нерукотворный» и др.) В 60 – 70-е гг. художник coздал ряд произведений в смешанном стиле – лики выполнены в новой светотеневой манере, а все остальное – в старой, близкой «строгановскому» письму. Таковы иконы «Древо государства Московского», «Троица» и др. Заметно усилились реалистические тенденции в поздних работах Ушакова.</span>
Сходство их взглядов заключалось в
негативном отношении к существующей власти и девиз был общий: «Долой самодержавие!».
А различия во взглядах и пути достижения целей, были весьма существенными.
Бакунин Михаил Александрович считался
идеологом анархического крыла народничества. Резко критиковал учение Карла
Маркса, согласно которому неизбежен переход от капиталистического общества к
коммунистическому, где все средства производства будут принадлежать всему
обществу и исчезнет эксплуатация одного человека другим. Этот переход не может
пройти без социалистической революции, главной силой которой будет являться
рабочий класс (пролетариат). Так вот Бакунин считал необоснованным утверждение
о ключевой роли пролетариата в обществе. Он отвергал и централизованное
управление, т.е. государство. А вместо этого предлагал свободную организацию
рабочих ассоциаций (союзов), групп, общин, волостей, областей и народов. Под
свободным обществом он понимал принцип самоуправления народа.
Лавров Петр Лаврович был идеологом
пропагандистского крыла в народничестве. Он, в отличие от Бакунина, не
преклонялся перед стихийными бунтами, а настаивал на народной революции,
которая требовала тщательной подготовки. Поэтому он рекомендовал запастись
терпением, для того, чтобы результат был стопроцентным.
<span>Ткачев Перт Никитич был идеологом
заговорщического направления в народничестве. Он полагал, что крестьянство не
сможет самостоятельно осуществить революцию. Переворот планировал провести с
помощью специальной, законспирированной организации, члены которой прошли
строгий отбор, и являются надежными. Он был целиком и полностью за
террористические методы.</span>
Казаки не выдавали своих государству(бежали крестьне от обязательной службы)кто бежал на Дон, находился у них под защитой