В наше время известны как минимум четыре картины "Черный квадрат", написанных художником в разное время. Первый "Черный квадрат" создан в 1915-м году и считается подлинником, остальные три датируются двадцатыми годами прошлого столетия и являются повторениями этого произведения автором. Картина 1915-го года хранится в Третьяковской галерее в Москве.
Знаменитая встреча Александра Македонского и Диогена происходила при большом количестве очевидцев, ведь в своей бочке Диоген жил на краю базарной площади, где постоянно был народ. Поэтому и сохранились записи об этом событии.
Диоген не был беден, его отец был менялой и по наговору был выгнан из родного города, мать умерла с горя, но мальчик успел получить к тому времени прекрасное образование. И проникнуться духом некоторых философов того времени, отрицающих пользу и важность богатства для жизни - аскетизмом.
После многих лет скитания, Диогену стало трудно передвигаться между городами и он решил "осесть" в городе Коринфе. Благо климат Греции позволял, да и "крыша" над головой нашлась - не нужная хозяину бочка. К тому же именно на базар стекались огромные толпы народа, где за совет простые горожане могли и Диогена накормить.
Проходя своими завоевательными походами, Александр привык, что уважаемые люди любого города приходят на встречу с ним и его приветствуют. Прослышав про великого философа, Александр ждал и Диогена. Но тот не явился. Александр проявил свое величие и решил посмотреть на него сам. И спросил не нужно ли чего, ибо в его власти одарить чем угодно любого.
На что последовал ответ: "Не закрывай мне солнце!"
Этим мудрец показал, что для жизни не так много и надо, чем и поразил всех очевидцев. Ведь в один миг мог стать самым богатым человеком города и не думать о ежедневной миске похлебки.
Ошибка многих художников вот в чем (здесь даже две):
- Диоген был к тому времени уже почтенный старец с седыми волосами и более длинной бородой (ибо не стригся, и получил прозвище "собака"). Вот более реальная картина:
- Диоген жил в бочке, но у многих бочка представляется деревянная. А если вы имеете представление, как делаются такие бочки - любую сломанную деревянную планку можно заменить. К тому же дерево (для изготовления бочек) всегда было определенных сортов и дефицитом. А вот огромные глиняные бочки-кувшины для вина всегда были в изобилии (гончарное дело было на высоте). Кроме того при жаре в такой бочке всегда прохлада, в дождь - сухо, да и найти такую треснутую или с отбитым краем и непригодную для вина или зерна найти проще.
Вот более раннее произведение:
Точно знаю, что великого мариниста Ивана Айвазовского на самом деле звали Ованнес Айвазян. А Иван Айвазовский - его псевдоним.
Под псевдонимом Кукрыниксы работало сразу несколько художников: Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов.
Думаю, что у Феофана Грека Грек это не фамилия, полученная при рождении, а псевдоним.
У Пабло Пикассо на самом деле была фамилия Руис, а Пикассо - это девичья фамилия его матери.
Орест Адамович Кипренский не мог носить фамилию своего отца, так как его матерью была крепостная крестьянка. Художник взял себе псевдоним.
Художник Перов тоже был незаконнорожденным и тоже носил псевдоним.
Путешествуя по Италии, художник побывал в Венеции и Равенне, где поразился мозаикам в древних базиликах.
Здесь придётся сделать отступление и пояснить важное обстоятельство, не имеющее отношение к Климту. Базиликовую форму здания придумали ещё древние греки, а римляне переняли ещё в языческие времена. С принятием христианства в форме базилик начали строить храмы. С середины VI в. их начала вытеснять купольная форма, но в разных европейских культурах б. строили ещё долгое время. Ко времени крещения Руси в Византии, откуда к нам пришло православие, давно возводили купольные храмы, поэтому мозаику в византийском стиле у нас можно встретить (в Софийском соборе в Киеве, например), а б. - нет. В Западной Римской империи мозаика была известна с древнейших времён, но именно в средние века стала отходить на второй план и постепенно была вытеснена живописью.
Вот почему австрийского живописца поразила сверкавшая сусальным золотом внутренняя отделка древних храмов. Работы его "золотого периода" сильно напоминают иконы в золотых окладах, открывающих нашему взору лишь плоть изображённые (лица, руки, ступни). В этом нет богохульства, но творческое переосмысление многовековой традиции в эпоху, когда традиционная живопись переживала глубокий кризис.
Сусальное з. - очень тонкие листочки из этого благородного металла. Золото (Au) - чрезвычайно мягкое вещество, поэтому из него можно сделать "блинчик" толщиной в несколько микронов. По этой же причине ювелирные изделия никогда не делают из 100%-го з. Соотношение собственно з. к другим металлам в тысячных (промилле) - и есть его проба. "585 проба" обозначает 58,5% Au в сплаве. Это важно знать, принимая решения при покупке золотых и позолоченных изделий, а также для понимания, что не из-за некоего количества данного металла в красках работы Климта столь ценны. З. действительно придаёт характерное сияние, блеск, но данного эффекта можно добиться ничтожным количеством вещества.
Не из-за злата в красках картины австрийца стоят сотни миллионов (и их владельцев крайне сложно уговорить выставить полотна на продажу), но из-за эстетической, художественной их ценности.
Эдвард Мунк. Картина называется "Крик". Стоит без малого 120 млн. баксов. Написана в 1893 году. Считается эмблемой импрессионизма. Если честно, я бы за нее больше пяти баксов не дал, но я не искусствовед