Н.С. Лесков никогда не терял веры в русского человека, в его способность превозмочь все бедствия. Писателю чудились и виделись в привычной суматошности, даже «дикости», простого русского быта некие светлые начала. Это ярко проявилось в «Очарованном страннике», повести об Иване Флягине, сыне крепостной крестьянки и кучера. В чём же необычность судьбы, жизненного пути этого героя?
Многие исследователи называют Флягина «правдоискателем земли русской». В принципе, это справедливое определение, но недостаточно точное. Какую правду ищет Флягин? Может ли он искать правду при его импульсивности и малой образованности?
По-видимому, Флягин - это особый тип, своего рода «самородок». Он, конечно, искатель, но не правды как таковой, а красоты, смысла жизни. Иван – «молельный», то есть выпрошенный у Бога, сын. С самого рождения ему присущи неугомонность, вечное стремление (через неудачи и «срывы») к яркому, энергетически полному, «цветистому» существованию. Отсюда и «падения» этого героя и, в конечном свете, просветление духа, отказ от непотребного.
Судьба словно испытывала Флягина на крепость заложенного в нём чувства добра и здравого смысла. Будешь «много раз погибать и ни разу не погибнешь» - предсказано ему ещё в отроческие годы. Так оно и вышло. Вся жизнь героя – это цепь злоключений, причиною которых нередко был он сам, его жажда необыкновенного, игра внутренних сил, не находивших полезного применения.
Так, ещё в детстве Флягин оказался косвенным виновником «дорожного» происшествия, вследствие которого погиб монах. Будучи взрослым, герой не избегал и авантюрных ситуаций (единоборство с татарами под Пензой). Из-за этого Ивану Северьяновичу пришлось больше десяти лет скрываться в степных поселениях, где ему вживили конский волос в пятку, и он не мог нормально ходить. Много раз Флягин был жертвой доверчивости и пагубного увлечения «зелёным змеем»… Но всё злоключение не только не ослабляли его тягу к жизни и совершенству, но и усиливали её. Отсюда странствия героя, постоянный поиск того, что удовлетворило бы «жажду душевную», тягу к простоте, необыкновенному. Все это объясняет акцентное слово в заголовке повести – «очарованный».
Очарование жизнью и красотой с необычной силой раскрыто в трактирной сцене. Изрядно выпивший Иван Флягин отдаёт все хозяйские деньги (пять тысяч рублей) за чары цыганские – красавице Грушеньке: он «сметал ей под ножки» во время танца всех своих «лебедей», то есть крупные купюры денег. В азарте пляски распалилась душа героя: «Не ты ли, проклятая, и землю и небо сделала?». Слова кощунственные и, в то же время, глубоко искренние, мощные. «Проклятая» в устах Ивана звучит как характеристика всего того, что есть прекрасного на земле…
В глубине души героя всегда ярко светились искорки жизни, надежды, по возможности, искупления «грехов», обретения им истины. И Флягин нашёл эту истину, по крайней мере, для себя, применительно к той ситуации, в какой он оказался после всех скитаний и лишений. Не имея семьи, постоянного места жительства, определённых занятий, герой всё время порывается к лучшему, пытается разгадать «смысл» жизни. В конце концов он оказывается в монастыре, в надежде остановить там «неугомонность» своей души, отыскать истинно прекрасное. В этом смысле Флягин напоминает нам «будущего сына», который после многих злоключений приходит в монастырь, дабы замолить там свои «грехи».
Но, оказавшись в монастыре, Иван не избавился от мучений своей совести (за смерть Грушеньки, за смерть татарина, монаха). Ему всё чудилось, что его преследует сатана. Было решено посадить Флягина в «погреб», дабы там, в молитвах и в аскетизме, пришло освобождение от наваждения. Так оно и случилось. Но одновременно с этим произошло и другое: невероятно важное прозрение героя. Ему ниспослано было увидеть и понять то, что другим – увы! – не дано и по сей день. С тех пор и исполнился наш герой «страха за народ свой русский и начал молиться… всё о родине… да за народ свой».
Смысл странствий, всего жизненного пути Ивана Флягина, предвидение им беды, нависшей над народом и отчизной, предвидение, выношенное им в себе за долгие годы «злоключенный», относится обычно к чисто поэтическому элементу повести. В этом видят фантастическое, «чудесное» и потому будто бы малосущественное. Но это не так. Устами Флягина Лесков не прямо, а в образной, «пророческой», форме предупреждал в 70-е годы XIX века: «близ нас есть нам всегубительство». И духовное богатырство Ивана Флягина в том, что всей горькой, но высокой по силе драматизма судьбой своей он убеждает нас: действовать надо «умом», ответственностью, преданностью вере, не отбрасывая честь и заботу о другом. Пришло время так ставить вопрос – только так! Иначе – «всегубительство».
Тернистый жизненный путь главного героя, те лишения, которые он перенёс, как бы венчает эта «правда жизни», к которой он стремился. Она была Флягину необходима также, как и всем людям.
Лакей Степан словил Муму по приказу барыни и прдал за полтильник
Герасим лежал на сеновале и ктото стал дёргать его потом ещё Он повернулся и увидел мумуон зеал что собака счезла по приказу барыни и начал её прятать днём не выпускал а ночью выпускал
Когда Герасим пошол выгуливать Муму муму почувствовала что ктото сидит в кустах и начала лаять Герасим увидел что в доме барыни загорелся свет и взял и они пошли домой а барыня от её лая и приказала утопить барыня собаку
важную роль в жизни Алеши сыграла бабушка, ,она его учила быть честным человек и добрым христианином,по возможности защищала от проказ других внуком,братьев Алеши.
Оба жили бедно и вынуждены были зарабатывать на жизнь уроками переводами.Их сблизило:оба умные ,образованые,благородные,способные на искренние чувства.
Приступая к работе над повестью «Капитанская дочка» , А. С. Пушкин тщательно изучал исторические документы, знакомился со свидетельствами живых очевидцев Пугачевского восстания. Пушкин убедился, что Пугачев в памяти простых людей оставался «народным государем» , а не просто бессердечным разбойником, которым считало его большинство дворян. В повести Пушкин создает яркий и противоречивый образ предводителя восстания, способного не только казнить, но и миловать. Главный герой повести, Гринев, - дворянин, однако в его жизни Пугачев сыграл положительную роль. Мы видим Гринева накануне народного восстания в тягостном положении. Он полюбил Машу Миронову, дочь коменданта Белогорской крепости, в которой Гринев служил. Любовь главного героя взаимна, однако и Гринев, и Маша несчастны. Суровый отец главного героя запретил сыну жениться. Гринева - старшего ввел в заблуждение коварный Швабрин, который был отвергнут Машей и из ревности пытался погубить счастливого соперника. Влюбленные не решались пойти против воли родителей. Гринев с тоской тянул лямку однообразной армейской службы в глуши, не надеясь на счастливые перемены, как вдруг оказался в водовороте народного восстания. Конечно, Гринев и представить себе не мог, что беспощадный к противникам Пугачев окажется его благодетелем. Когда восставшие захватили Белогорскую крепость, Гринев приготовился к казни, которая постигла непокорных защитников. К тому же изменник Швабрин успел что-то нашептать грозному Пугачеву. Верный слуга Гринева, Савельич, бросился к ногам «государя» , тот вгляделся в Гринева и неожиданно помиловал его. Доброта Пугачева объяснилась быстро: он узнал в Гриневе молодого барина, подарившего зимой мужику - вожатому заячий тулуп. Вот уж не думал Гринев, что тот бродяга станет предводителем восстания! Пугачев показан в повести как человек широкой души. Он с презрением относится к трусам и предателям, но уважает искренних людей. Когда Гринев честно говорит ему, что останется верным присяге, Пугачев решает «миловать так миловать» и отпускает молодого офицера. Однако осиротевшая Маша Миронова осталась в захваченной крепости, и Гринев, счастливо избежавшей смерти, добравшийся до укрепленного Оренбурга, не находит себе места. Командование боится выступать против Пугачева слишком малыми силами. Неожиданно казак передает Гриневу письмо Маши, умоляющей спасти ее от Швабрина. В отчаянии Гринев решается на безрассудное путешествие в Белогорскую крепость. Сопровождает его только верный Савельич. Еще не добравшись до крепости, герои попадают в плен к восставшим. Казалось бы, ничто не сможет спасти Гринева, однако судьба устраивает новую встречу главного героя с Пугачевым. «Государь» мигом сбрасывает напускную важность, узнав молодого офицера, и принимает его как гостя. Такое отношение к противнику нравится не всем «генералам» Пугачева, но он продолжает покровительствовать Гриневу. Главный герой решает прибегнуть к помощи «разбойника» и рассказывает ему о сироте, которую мучает Швабрин. Пугачев без труда догадывается, что молодым человеком движет любовь. Он добродушно подшучивает над Гриневым, предлагая освободить сироту и сыграть свадебку. Пугачев соглашается помочь Гриневу и едет с ним в Белогорскую церковь. В дороге между ними происходит важный разговор. Гринев убеждает Пугачева сдаться на милость властей, потому что восстание обречено. Пугачев и сам не очень-то верит в победу восстания, однако никогда не вернется в прежнее рабское состояние. Смерть для него лучше неволи. Пушкин показывает Пугачева не лишенным поэтичности, когда
тот «с каким-то диким вдохновением» рассказывает сказку об орле и вороне. Гринев, для которого верность долгу и чести является главной в жизни, не может понять мятежную душу. Швабрин снова пытается погубить Гринева и открывает Пугачеву, что Маша - дочь капитана Миронова. Но все его козни рассыпаются перед великодушием Пугачева. Предводитель мятежников отправляет Гринева и Машу к родителям главного героя.