В литературоведении стихотворным циклом принято называть ряд художественных произведений, печатающихся под общим названием и объединенных лирическим героем, темой, образами и т.д.
<span> Является ли «На поле Куликовом» (1908) Блока стихотворным циклом? Внешне оно построено как единое произведение – состоит из пяти стихотворений, объединенных общим заглавием. Кроме того, все стихотворения «Поля» написаны приблизительно в один период времени (июнь – июль – декабрь 1908 года). </span>
<span> Внутренне «На поле Куликовом» объединено одним лирическим героем. Он – «един в двух лицах». Это и воин времен Куликовской битвы, и современник поэта, стоящий у порога «высоких и мятежных дней». В стихотворениях изображена эволюция героя – его сомнения и страхи накануне великой битвы, постепенное мужание, становление личности. Родина, «светлая жена» лирического героя, помогает ему найти себя, обрести свой путь: </span>
<span> Наш путь – степной, наш путь – в тоске безбрежной – </span>
<span> В твоей тоске, о, Русь! </span>
<span> Самое дорогое, «неотделимое», «половина всего» для героя – его Русь («О, Русь моя! Жена моя!»). Это самое святое, чему поклоняются и служат. </span>
<span> В «На поле Куликовом» представлена и эволюция образа Родины. Он раскрывается постепенно, от стихотворения к стихотворению: русские пейзажи – образ жены – Русь святая. </span>
<span> Вообще, Куликовская битва в понимании Блока – значимое событие в истории России, которое непременно должно повториться, что-то изменить в судьбе современной родины. Именно поэтому стихотворения здесь противопоставлены друг другу: в одних изображено величественное, наполненное грозными опасностями прошлое (и настоящее), в других – светлое, наполненное счастьем будущее. </span>
<span> Таким образом, стихотворения Блока «На поле Куликовом» можно считать циклом. Они представляют собой единое целое, являются связанными темой прошлого и будущего России, образом лирического героя, а также другими общими образами, которые претерпевают эволюцию по ходу цикла. Все вместе, эти стихотворения помогают выразить патриотическую идею Блока.</span>
Виталий Бианки Глаза и уши Сказка
Виталий Бианки Кто чем поет? Сказка
Виталий Бианки Лесной колобок - колючий бок Сказка
Виталий Бианки Теремок Сказка
Виталий Бианки Хитрый лис и умная уточка Сказка
Николай Сладков Трое на одном бревне Сказка
Николай Сладков Сыч Сказка
Николай Сладков Веселая игра Сказка
Николай Сладков Хитрющий зайчишка Сказка
Николай Сладков Как медведь сам себя напугал Сказка
Эдуард Шим Рысь, глухарь, заяц и косуля Сказка
Эдуард Шим Молчком-то лучше Сказка
Первым реалистическим романом в истории
русской литературы считается роман в стихах А.С.Пушкина "Евгений
Онегин". Виссарион Григорьевич Белинский считал его "энциклопедией
русской жизни". Пушкин всегда мечтал создать какое-нибудь произведение,
главными героями которого были бы его современники. По канонам
романтизма, зародившегося в Европе к концу 18 века, женским идеалом
стала поэтическая девушка. Такая девушка и появляется в романе "Евгений
Онегин".
Самый известный женский образ русской
литературы — Татьяна Ларина — любимая героиня поэта. Она — героиня
совести, обладающая высокими нравственными ценностями. В литературе,
также как и в искусстве, возможно такое чудо, когда художник всерьез
увлекается своим собственным творением. Так и Александр Сергеевич,
работая над романом "Евгений Онегин", увлекся чудесной, оживающей под
его пером, девушкой. Татьяна была для него "милым идеалом", похожая и
обликом, и душой на музу поэта. Характер Татьяны Лариной раскрывается
перед нами и как неповторимая индивидуальность, и как тип русской
девушки, живущей в провинциальной дворянской семье.
Близость к иному миру и к народной
России, олицетворением которой была няня, оберегала чистоту души
Татьяны. Татьяна очень любила природу: играм со сверстниками она
предпочитала одинокие прогулки. Ее любимым временем года била зима:
<span>Татьяна (русская душою,
Сама не зная, почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму...</span>
Жизнь природы близка и знакома ей с
детства. Это мир ее души, мир бесконечно близкий. В этом мире Татьяна
свободна от одиночества, от непонимания, здесь чувства находят отклик,
жажда счастья становится естественным законным желанием. На протяжении
всей жизни Татьяна сохраняет в себе эту цельность и естественность
натуры, которые воспитываются лишь в тесном общении с природой. Татьяна
инстинктивно, сердцем, а не умом, почувствовала в Онегине человека под
стать себе. Как ни был сдержан Онегин во время первой встречи, как ни
была под маской светской любезности скрыта его личность, Татьяна сумела
угадать его исключительность. Естественность, глубокая человечность,
свойственные Татьяне, вдруг при первом столкновении с жизнью пришли в
движение, сделали ее смелой и самостоятельной. Полюбив Онегина, она
первая делает важный шаг: пишет ему письмо. Именно здесь роман достигает
кульминации. Признание Татьяны, дышавшее такой любовью и такой
искренностью, не было услышано и понято охлажденным сердцем Онегина.
Евгений не способен был ответить девушке, потому что чувства его были
безжалостно искажены обществом. Отповедь Онегина отдалила его от
Татьяны.
<span>"Евгений Онегин" — философский роман,
роман о смысле жизни. В нем Пушкин поднимал проблемы бытия, размышлял о
том, что такое добро и зло. И если жизнь Онегина бессмысленна, он сеет
зло, смерть, безразличие вокруг себя, то Татьяна — личность цельная,
гармоничная, а смысл своей жизни она видит в любви, выполнении своего
долга перед мужем. Примирившись с суровыми законами жизни, лишавшими
человека счастья, Татьяна принуждена была бороться за своё достоинство,
проявляя в этой борьбе бескомпромиссность и присущую ей моральную силу,
именно в этом заключались нравственные ценности Татьяны.</span>