Сянци и вейци — две увлекательные настольные игры.
Общее у них, например, то, что обе они имеют китайское происхождение, а также, например, то, что фигуры в сянци и камни в вейци ставятся на пункты — пересечения линий.
Различий много. Одно из основных различий: сянци — игра шахматного типа, в ней семь разных видов фигур и фигуры могут перемещаться по доске. Вейци (го) — гораздо более простая игра, там камни не движутся, хотя могут быть побиты и сняты с доски.
Игровое поле для игры в сянци состоит из 64 однотонных квадратов равной величины и имеет размер 8x8 клеток. Однако в сянци фигуры ставятся не на сами клеточки, а на пересечения линий. Фактически размер доски для сянци равен 9x10, и игра ведётся на 90 пунктах.
Особенностью доски для сянци является река: она находится между пятой и шестой горизонталью. Непосредственно на реку фигурам вставать нельзя, но пять из семи видов фигур имеют право её пересекать.
Имеются также два дворца: квадраты размера 3x3 пункта, расположенные на пересечении горизонталей с номерами 1, 2, 3 (считая от от каждого игрока) и вертикалей с номерами 4, 5, 6. В каждом из двух дворцов нанесены диагонали, по которым ходят советники.
В сянци борьбу ведут красные и чёрные. Имеется семь видов фигур: генерал, советник, слон, лошадь, колесница, пушка и солдат. В комплекте для сянци, помимо доски, имеется по шестнадцать фигур для каждой стороны: один генерал, два советника, два слона, две лошади, две колесницы, две пушки и пять солдат (всего 32 фигуры для обеих сторон). Фигуры имеют вид кружков (дисков) с нанесёнными на них иероглифами, красными и чёрными. Интересный факт: иероглиф для одного и того же вида фигуры для красных и для чёрных слегка различается.
В начальной позиции фигуры расставляются на первых четырёх горизонталях от игрока. Первая горизонталь, считая от игрока: колесница, лошадь, слон, советник, генерал, советник, слон, лошадь, колесница. Вторая горизонталь пустая. Третья горизонталь: две пушки на второй и восьмой вертикалях, остальные пункты пустые. Четвёртая горизонталь: пять солдат на первой, третьей, пятой, седьмой и девятой вертикалях; остальные пункты пустые.
Начинают игру красные; после этого ходы делаются строго по очереди. Как и в шахматах, запрещено пропускать ход.
Генерал ходит только на одно поле по горизонтали или по вертикали и только в пределах своего дворца (за единственным исключением, описанным чуть ниже). Генералы противников не имеют права находиться на одной и той же вертикали при отсутствии между ними других фигур. Если чей-либо генерал всё же встанет на одну вертикаль с генералом соперника, а между ними не окажется фигур, то генерал соперника имеет право прыгнуть через реку и снять с доски вражеского генерала. Игрок, генерал которого побил генерала противника ходом через реку, объявляется победителем.
Советник ходит только на одно поле по диагонали и тоже исключительно в пределах своего дворца.
Слон ходит строго на два поля по диагонали, только в пределах своей половины поля. Не может пересекать реку. Не может прыгать через другие фигуры (свои или чужие).
Лошадь (иногда её называют конь) ходит на каждом ходу всегда сначала на одно поле по горизонтали или по вертикали, а затем на том же ходу сразу на одно поле по диагонали в первоначальном направлении. Конь в сянци не прыгает и может быть заблокирован, если рядом с ним по горизонтали или по вертикали находится другая фигура, своя или чужая.
Колесница ходит на любое свободное количество полей по горизонтали или по вертикали. Не может прыгать через другие фигуры. В общем, колесница ходит, как шахматная ладья.
Пушка — особая фигура. Тихий ход пушки отличается от её ударного хода. При тихом ходе пушка ходит, как колесница: на любое количество свободных полей по горизонтали или по вертикали. При ударном ходе пушка должна взять фигуру неприятеля, перед этим обязательно перепрыгнув через так называемый "экран" — какую-либо одну фигуру, свою или чужую.
Солдат:
а) до реки ходит только на одно поле по вертикали вперёд (но никогда на два поля);
б) перейдя реку, ходит либо на одно поле вперёд, либо на одно поле в сторону (вправо или влево);
в) дойдя до последней горизонтали от игрока, солдат может ходить только на одно поле в сторону: вправо или же влево.
Берёт солдат так же, как и ходит.
Как и в шахматах, если конечное поле хода фигуры занято фигурой противника, то фигура имеет право снять эту фигуру противника с доски (побить её) и затем встать на её место. Исключение: пушка может брать только прыгнув через одну фигуру, свою или чужую, но не может брать как колесница (то есть напрямую) и не может брать через две фигуры или более.
Как и в шахматах, взятие фигур в сянци является необязательным.
Взятие на проходе, превращение одних фигур в другие и рокировка в сянци отсутствуют.
Есть в сянци шах и мат. Игрок имеет право атаковать генерала противника. Бывает в сянци и двойной шах, а ещё тройной и даже четырёхкратный шах. Игрок, генерала которого атаковали, ответным ходом обязан ликвидировать поставленный шах. Если защититься от шаха никак невозможно, то, как и в шахматах, объявляется мат. Игрок, поставивший мат, объявляется победителем. Как и в шахматах, игроку вполне разрешается в любой момент сдаться. Возможны в сянци, конечно, и ничьи.
Что касается игры вейци, то это просто китайское название игры го.
Суть игры в го заключается в отгорожении на доске как можно большей территории для себя.
Доска го состоит из нераскрашенных клеток-квадратов, всего их 324. По-шахматному размер доски для игры в го равен 18x18. Но, как и в сянци, игра ведётся не на самих клетках, а на пересечениях линий — пунктах (всего их 361). Фактический размер доски равен 19x19 пунктов.
Борьбу в го ведут чёрные и белые. Игровой инвентарь для го состоит из чёрных и белых "камней" — двояковыпуклых фишек линзообразной формы. В комплект обычно входят 180 камней для чёрных (иногда 181) и 180 камней для белых. Помимо самих камней, в комплект для игры в го входят ещё чаши с крышками для хранения камней и, конечно же, доска (гобан).
Начинают игру чёрные.
Каждый ход состоит из двух основных этапов:
1) выставление на доску одного камня своего цвета на свободный пункт доски;
2) снятие с доски всех камней противника, у которых в результате первого этапа данного хода не оказалось так называемых дыхательных пунктов, или степеней свободы.
Нельзя ставить камень на занятый пункт.
Нельзя делать ход, который лишит последней степени свободы своих же собственных камней (камня).
Нельзя совершать ход, который приведёт к позиции, которая ужЕ была на доске ранее в данной партии (правило ко).
По окончании партии игроки особым образом подсчитывают размер своей территории — количество пунктов доски, которые соседствуют исключительно с камнями своего цвета. Кроме этого, игрокам добавляются очки за снятые и пленённые камни противника. Белым дополнительно добавляют 6,5 очков; это компенсирует им тот факт, что белые уступили свой первый ход.
Тот, кто набрал больше очков, и объявляется победителем партии в го. Ничьих в го не бывает.