Почти все население Испании (99%) — католики. Католическая церковь на протяжении многих столетий пользуется большим влиянием в стране (стоит вспомнить лишь всемогущую испанскую инквизицию). Она сыграла в истории Испании еще более реакционную роль, чем в других странах Европы. Церковь не только объединяла и поддерживала феодалов и монархов, она сама была крупнейшей силой, эксплуатирующей испанский народ. Она всегда принимала активное участие в политической жизни страны. Церковь благословила в 1936 г. франкистский мятеж против законного республиканского правительства. В свою очередь Франко не только восстановил все старые привилегии церкви, утраченные во времена республики, но и существенно расширил их. В частности, все имущество церкви освобождалось от налогов, а священнослужители— от воинской повинности. В настоящее время, согласно конституции 1978 г., церковь отделена от государства и потеряла некоторые свои привилегии. Однако она продолжает быть не только крупным земельным собственником, но и крупным банкиром и промышленником. Церковь владеет радиостанциями, газетами, университетами, колледжами, школами и т. п. Огромное влияние церкви на народ осуществляется через систему школьного церковного образования и прессу. Особенно большое влияние религия оказывает на население наиболее отсталых, преимущественно сельских районов в Галисии, Эстремадуре, Андалузии и в обеих Кастилиях.
В последние годы позиции испанской церкви постепенно ослабевают вследствие более широкого участия государства в системе среднего образования и здравоохранения, влияния демократических идей, распространяемых представителями прогрессивных кругов общества, уменьшения прежней изолированности деревни от внешнего мира, быстрого роста численности рабочего класса с более высоким образованием. Эти и другие причины постепенно отделяют верующий народ от церкви, религия теряет свой престиж.
Тем не менее в Испании до сих пор прекрасно сохранилось множество старинных соборов, монастырей и церквей, представляющих огромную культурно-историческую ценность и посещаемых миллионами туристов. Многие из них овеяны легендами и служат местами паломничества для верующих-католиков всего света (например, собор в Сантьяго-де-Компостела и др.).
Второе ополчение
Жестокая,кровопролитная
Захватывает,убивает,защищает
Второе ополчение продолжало формироваться.
Б)но это не точно сори если не правильно
Філософія Відродження розвивалася на основі ідеології гуманізму, яка відображала нові різнобічні запити людської особистості. У гуманізмі епохи Відродження розрізняють такі етапи розвитку:
а) ранній (етико-філологічний, громадянський) гуманізм, що виник в Італії наприкінці XIV — в середині XV ст. у зв'язку з вивченням і викладанням риторики, граматики, поезії, історії, моральної філософії на основі класичної античної освіти;
б) пізній гуманізм, що постав в останній третині XV ст. унаслідок зміщення гуманістичних інтересів у теологію, натурфілософію, природознавство.
Через специфічні соціально-економічні умови в Україні впродовж XVI ст. поширювалися й розвивалися переважно ідеї раннього гуманізму. Із другої половини XVI ст. у зв'язку з посиленням національного, соціального і релігійного гніту з боку польської шляхти і католицької церкви українські мислителі, полемісти все частіше почали звертатися до проблем, які хвилювали представників пізнього Відродження, реформаторів. Якісно новий рівень розроблення цих проблем почався з організації науково-культурного центру в Острозі, Києво-Печерській лаврі, а особливо з відкриттям Києво-Могилянської академії.
Розвиток ренесансного гуманізму в Україні також відбувався поетапно:
1) до середини XVI ст. За основними типологічними ознаками він подібний до раннього італійського. Його представників цікавили суспільно-політична проблематика, питання етики й естетики;
2) друга половина XVI — початок XVII ст. Відбувалося інтенсивне розроблення ранньогуманістичних ідей, поєднаних з реформаційними та ідеями візантійського Відродження, активно формувалася історична самосвідомість українського народу, розвивався ідеал гуманістичного патріотизму;
3) друга третина XVII — початок XVIII ст. Гуманістичні ідеї все більше відокремлювалися від реформаційних, навіть офіційно відкидали їх.
Поширення ідей гуманізму в Україні в першій половині XVI ст. було спричинене соціально-економічним прогресом, що розпочався на українських землях наприкінці XV ст. і був зумовлений переходом феодалізму у фазу розвитку простого товарного виробництва. Піднесенню культури й освіти в Україні сприяв розвиток міст, їх економічної незалежності у зв'язку із запровадженням магдебурзького права.
Государства, созданные варварскими народами <span> на территории Западной Римской империи </span><span> в условиях её распада в V веке</span>