После завоевания долины Ганга пришедшими с Инда племенами ариев часть её первоначального (неиндоевропейского) населения была обращена в рабство, а остальные лишились земель, превратившись в слуг и батраков. Из этих чуждых арийским захватчикам туземцев мало-помалу образовалась каста «шудр». Слово «шудра» происходит не от санскритского корня. Оно, возможно, являлось каким-то местно-индийским племенным обозначением.
Арийцы присвоили себе роль высшего по отношению к шудрам сословия. Только над ариями производился религиозный обряд возложения священного шнура, который, по учению брахманизма, делал человека «дваждырождённым». Но и среди самих арийцев вскоре появилось социальное разделение. По роду жизни и занятий они распались на три касты – брахманов, кшатриев и вайшьев, напоминавших три главных сословия средневекового Запада: духовенство, военную аристократию и класс мелких собственников. Это общественное расслоение стало появляться у ариев ещё во время жизни на Инде.
Одежда посадских людей и бояр имела яркий
орнамент и выделялась праздничностью. Основными вещами посадских людей были
рубаха и штаны из гладко-крашенной ткани, бояре носили рубаху до колен, порты и
узкий зипун, длина которого достигала колен. Представители обоих сословий
носили кафтаны (верхняя длинная мужская одежда с застёжками), а зимой одевали
шубы (бояре могли одевать шубы даже летом). Шапки имели форму конуса и
отличались своей чрезмерной высотой. В целом покрой одежды был одинаковым,
отличие было лишь в качестве тканей и меха.
Пример из поэмы 13 века «Орден рыцарства»
Один христианский рыцарь попал в плен к знаменитому султану Саладину. Саладин изъявил желание стать рыцарем и начал расспрашивать своего пленника относительно обряда посвящения в рыцари. Пленник ответил: «Святой орден рыцарства не для вас, вы другого закона… Сделать вас рыцарем – такое же безумие, как накрыть шелком кучу дерьма…»
Но Саладин продолжал настаивать. Тогда рыцарь поведал ему все ступени обряда, объясняя их символический характер:
- принятие ванны – символ нравственного очищения;
- облачение в белую рубаху – символ приближения к Богу;
- алая мантия – символ пролития крови в борьбе за Святую церковь;
- черная обувь – память о земле, из коей человек вышел и куда вернется;
- золотые шпоры – знак послушания Высшей воле;
- обоюдоострый меч – символ справедливости, поражения порока и зла;
- ночное бдение посвящаемого, освящение оружия;
- «алап» или «коле» – напутственный удар по шее, наносимый посвящающим и сопровождающийся словами: «Будь мужественным!»
После этого пленник продекламировал потрясенному Саладину четыре заповеди рыцаря: «Никогда не идти заодно с изменниками; никогда не давать дурных советов даме или девушке, глубоко уважать и защищать их; благочестиво соблюдать посты и воздержания; ежедневно слушать обедню и одаривать монастыри».
После всего изложенного Саладин понял, что ему никогда не стать рыцарем и, опечаленный, отпустил пленника на волю.
Цитаты из учебника:
"Разработанная в 1815 г. конституция гарантировала неприкосновенность личности, свободу печати, уничтожала такие формы наказания, как лишение имущества и ссылка без разрешения суда, обязывала использовать польский язык во всех правительственных учреждениях и назначать на государственные, судебные и военные посты только подданных Царства польского. Главою польского государства объявлялся российский император, который должен был приносить присягу на верность принимаемой конституции. Законодательная власть принадлежала состоявшему из двух палат сейму и царю. Нижняя палата сейма избиралась от городов и от дворянства. Избирательное право было ограничено возрастным и имущественным цензом. Сейм должен был собираться два раза в году и работать в общей сложности не более месяца. Не обладая правом принимать законы, сей мог лишь представлять обращение о предложениях об их принятии на имя императора. Законопроекты должны были обсуждаться в Госсовете.".