Я прочитала рассказ "В дурном обществе". На меня он произвел очень тяжелое впечатление. Но, особенно, было сложно читать о судьбе маленькой девочке Маруси. Автор, описывая девочку, сравнивает ее с Соней, как-бы подчеркивая тот контраст, который существовал между ними.Обе девочки были ровесницы, обеим по четыре года. Но как разительно отличается их судьба! Бедная Маруся, жившая в подземелье, мало бывала на солнце, поэтому она была очень бледная , как "цветок, выросший без лучей солнца". Из-за постоянного недоедания девочка была очень маленькой и хрупкой, плохо ходила, руки у нее были тонкими и прозрачными. Соня же, напротив, живя в роскоше, была полненькая "как пышка", веселая, очень резвая, постоянно находилась в движении. Она не знала недостатка ни в пище, ни в солнце, все время смеялась и веселилась. Жизнь для нее играла всеми цветами радуги.Маруся от такого образа жизни была смертельно больна. Соня же, напротив, была полна сил и здоровья.Обе девочки были любимы. Но что мог сделать для спасения своей дочери будный отец, если у него не было ни денег, ни жилья, ни возможности хоть что-то изменить в ее судьбе? Любящий брат воровал для нее еду, но этого было мало для спасения Маруси. А любовь родных к Соне находила свое выражение во всем, даже в том, что у маленькой девочки была своя горничная.Обе девочки были добрыми. Маруся, несмотря на то, что жила в багатстве, не отказалась дать свою куклу Соне, которая находилась при смерти, чтобы хоть как-то облегчить ее страдания. После смерти бедной девочки она ходила с братом ухаживать за могилкой Маруси.Мне очень жаль Марусю. Ведь из-за нишеты она так рано ушла из жизни. И я рада, что такая девочка, как Соня, не испортилась из-за своего багатства, а все-таки осталась человечной и доброй.
В романе (по определению А.С.Пушкина) «Капитанская дочка» автор на центральное место выдвигает проблему чести и достоинства. Решается она в результате столкновений главного действующего лица произведения, Петра Гринева, с остальными персонажами. Резко противопоставлен этому герою Алексей Швабрин, хотя, на первый взгляд, между ними немало сходства. Оба они молоды, происходят их дворянского сословия и получили типичное для той эпохи образование. У молодых офицеров схожие интересы. Они тесно общаются. От лица Гринева, автор сообщает, что со Швабриным они виделись каждый день. Каждый из этих дворян в той или иной степени интересуется поэзией. О Швабрине известно, что он знаком с творчеством В.К. Тредиаковского, а Гринев сам пишет стихи, которые заслужили похвалу самого Сумарокова. Есть у героев и еще общее: их неравнодушие к Маше Мироновой. Оба пытаются вызвать ее привязанность, ухаживая за ней каждый по-своему. Вот здесь-то и проявляются отличия героев, несхожесть их нравственных принципов. Получив от Маши отказ, Швабрин, подчиняясь худшим побуждениям, пытается очернить честное имя девушки, при этом, не стесняясь, продолжает посещать дом ее родителей, бывает приглашен к столу. Совесть его молчит и тогда, когда он стремится сделать все, чтобы Гринев и Маша не были вместе, хотя их взаимная симпатия очевидна. Но это-то его более всего и подстегивает к подлостям. Гринев не в силах терпеть наветы Швабрина, исподтишка оскорбляющего его возлюбленную. Такое поведение он считает подличаньем, недостойным честного человека. Защищая доброе имя Маши, Петр Андреевич вынужден предложить Швабрину дуэль, однако понятие чести не знакомо сопернику Гринева. Он и на поединке ведет себя низко. Полное представление о том, кто чего стоит, читатель получает из описания захвата Белогорской крепости восставшими крестьянами под предводительством Пугачева. Оба молодых офицера оказываются на краю гибели, видят смерть защитников гарнизона, близких им людей. Швабрин выбирает путь предательства, забывая о присяге государыне, о своем долге офицера, дворянской чести: он переходит на сторону восставших. Честная смерть не для него, уж лучше бесчестная жизнь – такова его позиция: «Ведь остригся в кружок и теперь у нас тут же с ними пирует! Проворен, нечего сказать!» Гринев, не поступаясь принципами, готов выбрать смерть. Он в глаза говорит Пугачеву, что будет верен императрице, что в этом он клялся на Библии и поэтому не перейдет на сторону бунтовщиков. Подобная твердость во взглядах в Пугачеве вызывает одобрение и уважение. Он позволяет Петру уехать из крепости, помогает освободить Машу Миронову из заточения, организованного Швабриным. Тот, бесчестно используя свою близость к предводителю бунтовщиков, поставил девушку перед выбором: брак с ним или голодная смерть. Лишь отвага Петра Гринева помогла Маше спастись. Несмотря на бесчестные уловки Швабрина, его клевету, Петр Гринев остается верен себе и с честью выходит из сложного положения. Сохраненное достоинство и любовь Маши позволяют ему без стыда и позора жить дальше. Швабрин же объявлен государственным преступником. Предательство не уберегло его от ранения, плена и смертного приговора. Автор «Капитанской дочки» на примере судеб героев показывает: каждый поступок значим. Невозможно сохранить человеческое достоинство, поступаясь вопросами чести и долга. Перебороть низменные инстинкты - значит сохранить душу, поддаться им – потерять ее.
Источник: http://uchim.org/sochineniya/sravnitelnaya-xarakteristika-grineva-i-shvabrina
Эпитеты: снег шершавый, темная вода, басовым, железным тоном, суровым путем, с ружьем кремневым, висков вихрастых, подорванный мост, жухлый лед, покинутый, чужая ночь, холодная черта, неподступный лес, письма старые, в боевом родном кругу, долги ночи, жестки зори
.
Метафоры: Кому память, кому слава,\ Кому темная вода,-\ Ни приметы, ни следа.
Как, по правде, желторот, \ Холостой ли он, женатый, \ Этот стриженый народ.
На войне живут бойцы; Проходил с ружьем кремневым \ Русский труженик-солдат.
Мимо их висков вихрастых, \ Возле их мальчишьих глаз \ Смерть в бою свистела часто И минет ли в этот раз?
вода ревет правее - \ Под подорванным мостом.
А вода ревет в теснине\ Жухлый лед в куски крошит, \ Меж погнутых балок фермы Бьется в пене и в пыли.
кругом - чужая ночь.
Неподступный, непочатый лес
;
Этой ночи след кровавый \ В море вынесла волна.
из тьмы глубокой, \ Огненный взметнув клинок, \ Луч прожектора протоку \Пересек наискосок.\ И столбом поставил воду..
Чутко дышит берег этот
;
Греют землю животом
;
Спят бойцы.\ Свое сказали \ И уже навек правы.
Декабрь, Январь и ФевральКраснощёкая Зима,
Выйдя на прогулку,
Выбирала жениха
Девочке – Снегурке.
Ей навстречу – сразу три
Кавалера видных!
<span>- Ох, какие, посмотри! </span>
Выбирать обидно…
Вот Декабрь – хорош собой:
Строг, суров, серьёзен…
- Может, просто нездоров?
- Может, любит…Осень?
А Январь – всегда готов
И азартен, жарок!
Весел, молод и здоров,
Сам он, как подарок!
Как заслуженный артист –
Катит он на тройке!
Звон бубенчиков и свист…
Несерьёзен только…
Младший брат у них – Февраль,
Хоть не вышел ростом,
(если глянуть в календарь),
Но, красавец просто!
Ярким светом серебра
Снег его искрится…
С ночи самой до утра –
Месяц в небе чистом!
Звёзды яркие горят…
Утро только тронет
Горизонта кружева –
Всё в истоме тонет!
Раззадорилась Зима –
Ах, красавец! Удалец!
Не Снегурка, а сама –
С Февралём бы – под венец!
Но, как видно, не судьба
Им соединиться,
С ним встречается Весна –
Красная Девица.
Знать, Февраль, хоть и суров,
И богат морозом,
Но, к любви и он готов,
Вопреки прогнозам!
Так вот Матушка-Зима
Думала-гадала,
Выбирала жениха
И совсем устала…
Прилегла в полях, лугах,
На лесных опушках,
На окошках в вензелях,
Кружев завитушках…
Карамелью под ногой –
Хрустнула… уснула…
Проспала свою любовь –
К декабрю проснулась.
<span>Потянулась – чудеса! </span>
И во власть вступила…
<span>- Дайте снега, Небеса! </span>
Будто бы просила…
Эх, Декабрь, Январь, Февраль!
Дождались вы Зиму!
До чего же хороша,
И не-от-ра-зи-ма!
Без границ и без оков,
Сколько видно глазу –
Баб собрав и мужиков,
Начала проказы!
Сани с горочек летят,
Визг стоит и хохот!
Все снежки лепить хотят
И хлопушки хлопать!
Детворе запретов нет –
Лепят дети БАБУ!
Эх, прожить бы так сто лет,
Кабы – кабы – кабы…
Ах, Декабрь, Январь, Февраль,
Хороши ребята!
Любят Зиму, как и встарь –
Снег гребут лопатой!
Посмотрела Зимушка
На троих атлетов
И решила – женишка…
Выбирать из Лета!
Так, Июнь, Июль и Август,
Будьте наготове...
Я - Зима. А я Вам нравлюсь?!
Что ж, ловлю на слове!
***
Только, Лето-то - Оно,
Эка незадача...
Знать - ей замуж не дано -
<span>Плачет...плачет...плачет!
</span>(Ковалева Елена)