Когда умерла мать Васи, ему было шесть лет. Отец совсем забыл о нем, весь отдавшись своему горю. Вася рос как дикое деревце в поле, - никто его не окружал заботой, но ни кто и не стеснял его свободы. Жил Вася в Княж-городке, где доживали свои дни жалкие останки гордого панского величия. Город раскинулся внизу заплесневевших прудов. Серые заборы, пустыри с кучами хлама перемещались с ушедшими в землю хатками. Деревянный мост кряхтел, шатался точно дряхлый старик. Река, через которую перекинут мост, вытекала из пруда и впадала в другой. Посредине одного из прудов находился остров. На острове – старый, полуразрушенный замок. Вася всегда со страхом смотрел на это величавое дряхлое здание. Всякий бедняк мог найти в старом замке убежище. «Живет в замке» – эта фраза выражала крайнюю степень нищеты и падения. Но однажды общество замка разделилось. Вася со своими друзьями наблюдал, как происходило изгнание жильцов. И несчастные темные личности понурясь навсегда оставляли остров. После этого старый замок, от которого веяло прежде на Васю каким-то величием, потерял в его глазах всю свою привлекательность. Вася не мог забыть жестокости, с которой жильцы замка гнали своих несчастных сожителей, оставшихся без крова, у него сжималось сердце. На примере старого замка Вася впервые узнал истину, что от великого до смешного один только шаг. Великое в замке поросло плющом, мхами, а смешное казалось Васе отвратительным. Самая замечательная личность, не ужившаяся в старом замке – Тыбурций Драт. Происхождение его было неизвестно. Наружность пана Драта не имела ни одной аристократической черты, но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светилось, вместе с лукавством, острая проницательность, энергия и недюжий ум. В них струилась глубокая неустанная печаль. Никто не знал, откуда у пана Тыбурция явились дети. Мальчик лет семи высокий, тонкий, черноволосый, угрюмо-шатавшийся по городу, и маленькая трехлетняя девочка. <span>С тех пор как умерла Васина мать, а лицо отца стало еще угрюмее, его очень редко видели дома. Вася старался избегать встречи с отцом. Когда в доме все еще спали, Вася перелезал через забор и шел к пруду, где его ждали такие же сорванцы-товарищи. Васю звали бродягой, негодным мальчишкой и так часто укоряли в других наклонностях, что он сам поверил в это. Отец тоже поверил этому и делал попытки заняться воспитанием сына, но все кончалось неудачей. Видя строгое угрюмое лицо отца, на котором лежала суровая печать неизлечимого горя, Вася робел и замыкался в себе. Мальчику хотелось, чтобы отец обнял его, посадил на колени и приласкал, но отец смотрел на сына отуманенными глазами, и он весь сжимался под этим непонятным для него взглядом. Отец часто спрашивал Васю: «Ты помнишь матушку? » Конечно, Вася помнил ее. После смерти матери, впервые перед Васей открылся весь ужас загадки о жизни и смерти. Как прежде ему казалось, что она с ним, что сейчас он встретит ее милую ласку, но его руки протягивались в пустую тьму, и в душу проникало сознание горького одиночества. Тогда он сжимал руками свое маленькое, больно-стучавшее сердце, и слезы прожигали горячими струями его щеки. Но на вопрос высокого угрюмого человека, в котором Вася желал, но не мог почувствовать родную душу, он съеживался еще более и тихо выдергивал из его руки свою ручонку. И отец отворачивался от сына с досадою и болью. Между ними стояла какая-то неодолимая стена. Любя маму, когда она была жива, отец не замечал Васю из-за своего счастья. Теперь Васю закрывало от него тяжелое горе. И постепенно пропасть, разделявшая их, становилась все шире и глубже. Отец все больше убеждался, что сын - дурной, испорченный мальчишка, с черствым, эгоистическим сердцем. Отец понимал, что должен любить его, но не находить для этой любви угла в своем сердце. Вася чувствовал это. Наблюдая за отцом, слыша его глухие стоны от нестерпимой душевной муки, сердце мальчишки загоралось жалостью и сочувствием.</span>
Астафьев "Васюткино озеро" - рассказ о человеческом мужестве. Главной темой произведения «Васюткино озеро», написанное Астафьевым является инстинкт самосохранения. В этом произведении речь идет о мальчике, который случайным образом заблудился в лесу. Главным образом произведения является Вася, который понимает, что оказывает в бескрайней тайге, и который всеми силами пытается выжить в этом богом забытом месте. Это произведение привлекает тем, что читатель сам должен представать, что чувствует парень, который вокруг себя видит только деревья, мох, жуткую траву и бесконечное небо над головой. Лично я, читая это произведение, чувствовал в сердце страх, холодный, пронизывающий до костей ужас и адреналин. Главный герой произведения, осознав, что оказался в этом устрашающем месте, не похож на обычных людей. Парень, находясь в таких ужасных условиях, здраво рассуждал о том, что ему необходимо выбираться, так как понимал, что дороже жизни у него ничего нет. Он не ждал трусливо своей смерти, а всеми силами пытался выбраться из тайги, что, в конечном счете, ему удалось сделать. <span>Этим произведением писатель пытается донести до читателей, что никогда не нужно отчаиваться, и всегда необходимо бороться за свое выживание. В этом произведении есть некая божественность. Так как автор уверяет, что если человек будет бороться за свою жизнь, ему в этом непременно поможет господь.</span>
"Пиковая дама означает тайную недоброжелательность.
(Новейшая гадательная книга)"
Этот эпиграф в начале повести придает произведению загадочность, многогранность и предупреждает об особой роли Пиковой Дамы , которая сыграет роковую роль в судьбе доверившегося ей Германа.
А вообще в этом произведении семь эпиграфов, и все они создают мистическую атмосферу, окутывая повесть ореолом таинственности...
В этом городе живет, Что-то очень странное, День и ночь оно ревет, Чудо непонятное. Все обходят стороной, Город тот-совсем чужой! Там дракон теперь живет, Скоро все дома сожжет.