Грецкие орехи, или Как воспитывали девочек в Древней Греции<span> <span>Незадолго до конкурсных уроков Оксана Филинкова вдруг изменила тему занятия. Вездесущая "Пеликант-дейли" - ежедневная газета пресс-центра конкурса "Учитель года-96" - написала об этом с явным сожалением. Прежняя тема - "Бывают странные сближения..." - звучала и романтично, и загадочно. "Физкультура с таким названием? Почему? Откуда строчка? О чем урок?" - Оксану засыпали вопросами еще до начала конкурсного марафона. И она сделала другой выбор.Новая тема имела четкую формулировку. Она звала за собой в Элладу, к афинянам и спартанцам, и называлась "Физическое воспитание в Древней Греции". Физкультура переплеталась с историей.Сплошные "н"Однако перемена темы принесла неожиданную проблему. Пропали... грецкие орехи, которые требовались Оксане в конце урока. Продавщицы в магазинах только руками разводили и вместо грецких предлагали либо арахис, либо фундук. Кто бы мог подумать, что с орехами возникнут проблемы? В жизни всегда найдется место трудностям. Но для того они и существуют, чтобы их умели преодолевать. Этому качеству отец учил Оксану с детства. Зимой ни одни выходные не обходились без лыжных походов. Папа воспитывал в ней силу, выносливость, целеустремленность. Мама к физическому воспитанию добавила духовную утонченность, отдала дочь в хореографию, научила ценить и любить музыку. Так в результате слияния дорийских и ионийских традиций Оксана выросла и стала... учительницей.</span></span>
Сквозь красивый туман народного сказания историческая действительность становится видна лишь со времени новгородского правителя или князя Олега (879–912), который, перейдя с Ильменя (882) на Днепр, покорил Смоленск, Любеч и, основавшись в Киеве на житье, сделал его столицею своего княжества, говоря, что Киев будет "матерью городов русских". Олегу удалось объединить в своих руках все главнейшие города по великому водному пути. Это была его первая цель. Из Киева он продолжал свою объединительную деятельность: ходил на древлян, затем на северян и покорил их, далее подчинил себе радимичей. Под его рукою собрались, таким образом, все главнейшие племена русских славян, кроме окраинных, и все важнейшие русские города. Киев стал средоточием большого государства и освободил русские племена от хазарской зависимости. Сбросив хазарское иго, Олег старался укрепить свою страну крепостями со стороны восточных кочевников (как хазар, так и печенегов) и строил города по границе степи.
Но объединением славян Олег не ограничился. По примеру своих киевских предшественников Аскольда и Дира, сделавших набег на Византию, Олег задумал поход на греков. С большим войском "на конях и на кораблях" подошел он к Константинополю (907), опустошил его окрестности и осадил город. Греки завели переговоры, дали Олегу "дань", т. е. откупились от разорения, и заключили с Русью договор, вторично подтвержденный в 912 г. Удача Олега произвела глубокое впечатление на Русь: Олега воспевали в песнях и его подвиги изукрасили сказочными чертами. Из песен летописец занес в свою летопись рассказ о том, как Олег поставил свои суда на колеса и по суху на парусах "через поля" пошел к Царюграду. Из песни же, конечно, взята в летопись подробность о том, что Олег, "показуя победу", повесил свой щит в вратах Царяграда. Олегу дали прозвание "вещего" (мудрого, знающего то, что другим не дано знать). Деятельность Олега в самом деле имела исключительное значение: он создал из разобщенных городов и племен большое государство, вывел славян из подчинения хазарам и устроил, путем договоров, правильные торговые сношения Руси с Византией; словом, он был создателем русско-славянской независимости и силы.
Зимой 332–331 гг. до н. э., Александр Македонский основал новый город на месте небольшого египетского городка, располагавшегося на берегу Средиземного моря в VII нижнеегипетском номе. В династический период этот городок был укрепленным пунктом, защищавшим Египет от набегов морских пиратов. Географическое положение этого поселения придавало ему, как позднее и Александрии, исключительную стратегическую ценность. С северо-запада естественной защитой служило Средиземное море с небольшим островом Фарос, находящимся на расстоянии менее одного километра от берега, с юго-востока — озеро Мареотис. Остров Фарос упоминается уже в греческих мифах и поэмах Гомера (Одиссея IV, 351). Некоторые исследователи усматривают в ныне затопленных развалинах портовых сооружений, обнаруженных недалеко от этого острова, остатки древнеегипетских построек. По мнению других, эти сооружения относятся к эллинистическому периоду.
Строительство нового города с регулярной планировкой уличной сети, возводимого по проекту знаменитого греческого архитектора Дейнократа из Родоса, быстро продвигалось вперед. Работы велись под началом другого греческого архитектора, Клеомена, выходца из соседней греческой колонии Навкратис. При Птолемее I Александрия становится столицей Египта, а при Птолемее II наступает период ее расцвета. В течение нескольких веков под эгидой Птолемеев Александрия превратилась в крупнейший античный торговый центр, став огромным космополитическим городом и настоящей культурной столицей эллинистического мира. Древние авторы приходили в восторг от великолепного нового города, не имевшего себе равных в мире. Страбон (XVII, 8 sq.) и Диодор (XVII, 52, 5) оставили нам довольно точные описания Александрии времен Птолемеев. Картину древней Александрии дополняют римские авторы, а также христианские и арабские источники.
Известно, что египетский городок Ракотис, полностью поглощенный новой столицей, сохранил характер квартала, населенного коренными египтянами. Греки селились, в основном, в центре города, в так называемом Неаполе, и в квартале, примыкавшем к гавани Брухейон, где располагалась царская резиденция — Регия. Жители других народностей также имели собственные кварталы, например, в Александрии существовал еврейский квартал. Страбон упоминает о западном квартале — Некрополе, и о восточном предместье — Никополе, где находились амфитеатр и ипподром. К югу от Никополя позднее возник квартал Элевсин.
Город простирался вдоль моря, как и современная Александрия. По сведениям Страбона, его длина составляла 30 стадий, т. е. более 5 км, а ширина от 7 до 8 стадий, т. е. менее 1,5 км.
Наряду с роскошными дворцами в царском квартале на полуострове Лохиада, внимание привлекали портовые сооружения, храмы, общественные здания, широкие улицы и разветвленная система цистерн и отстойников, подводивших воду через подземные акведуки из Нильского канала, пересекавшего город с юга на север. Особенного внимания заслуживал знаменитый Фаросский маяк, построенный Состратом Книдским при Птолемее II. Он соединялся с берегом посредством дамбы, называвшейся гептастадием. Это сооружение считалась одним из чудес света. Маяк возвышался в восточной части острова вплоть до начала XIV в., когда он был разрушен в результате землятресения. В конце XV в. на его месте по приказу мамелюкского султана Кайт Бея был построен форт, для строительства которого использовали большую часть кладки маяка. В 1993 г. подводные археологические исследования показали, что морское дно вокруг форта устлано многочисленными колоннами и архитектурными деталями. По сторонам от гептастадия находились две морские гавани: главная — с северо-восточной стороны, вторая — западная гавань, называвшаяся Евност, — соединялась с меньшим речным портом, расположенным на озере Мареотис. Канал заканчивался прямоугольным искусственным портом — Киботом, представлявшим собой часть гавани Евност.