Работа по картине и иллюстрации в учебнике «Афинская гавань Пирей»
а) Внимательно рассмотрите картину.
б) Ответьте на вопрос:
Чем торговали в этой гавани? (В глиняных сосудах могло быть оливковое масло, виноградное вино, в мешках-зерно, которое привозили из колоний, в плетеных корзинах - свежая рыба и, конечно, «живой товар» - рабы.)
Работа с историческим документом.
Аристотель. Политика, 1252в -12546
1253а. Во всех ремеслах... нужны бывают соответствующие для них инструменты... и из этих инструментов одни являются неодушевленными, другие - одушевленными... раб же является в известной степени одушевленной частью собственности...
Ксенофонт. О доходах
Никий, сын Никерата, владел в рудниках тысячью рабами: он их отдавал внаем фракийцу Сесии под условием, чтобы тот платил ему за каждого раба ежегодно по одному оболу (мелкая монета) чистого дохода и потом сдал обратно то же самое число рабов.
Демосфен, LIIL Против Никострата
22. .. .Они предложили дать мне этих рабов для допроса под пыткой... Я ответил им при свидетелях, что готов пойти с ними в совет и допросить рабов... Стела1, столбец 1 ... Кефисидора, метека в Пирее. 165 драхм - фракиянка, 144 драхмы - скиф 240 драхм - сириец, 72 драхмы - ребенок из Карии 161 драхма - иллириец, 60 драхм - лидиянка
Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира.
М., 1987. С. 144-146.
Вопросы к документам и беседа по ним.
Где применялся труд рабов в Греции? (Во всех ремеслах, но самым тяжелым был труд рабов в серебряных рудниках.)
Как обращались с рабами? (Рабы считались одушевленной частью собственности владельцев, «инструментом» в работе ремесленников. Их могли пытать на допросах, бить, продать, как скот.)
Кто мог быть рабом в Древней Греции? (Это, как правило, были пленные иностранцы.)
Закрепление изученного материала
Ответьте на вопрос (текст задания зачитывает учитель). Знаменитые серебряные рудники Аттики, расположенные в Лаврийских горах, были громадным подземным городом, площадью около 150 кв. км. Входами в него служили 2000 шахт, уходящих в землю на глубину до 120 м. Ходы в рудниках были такими низкими, что один метр считался предельной высотой. А много было таких, по которым можно было продвигаться только ползком, лежа на боку. Тысячи заживо погребенных людей жили и работали в этом смрадном аду.
Стены каменных нор обдирают плечи и грудь. Маленькие глиняные светильники, расставленные в изредка выбитых в нишах, единственные светлые точки в кромешной тьме, мигают и захлебываются от недостатка кислорода.
Рабочего дня нет. Есть рабочие сутки. Только на несколько часов, выронив из ослабевших рук орудия - молот, клин или лопату, можно забыться тяжелым сном. Иногда в шахтах появляется вода. Черная и неподвижная, она кажется кровью, пролитой тысячами погибших людей. Ее вычерпывают глиняными сосудами, которые передаются из рук в руки.
- Каковы причины вооруженных выступлений рабов в Древней Греции?
Подведение итогов урока
Домашнее задание: прочитать § 36; подготовить рассказ от имени путешественника, посетившего древний порт Пирей; подготовить сообщение об Акрополе
афинское войско победило, не получив поддержки других греческих государств, кроме Платей
победу над персами одержали афиняне и спартанцы
на стороне Афин выступал союз из тридцати эллинских государств
На месте этой битвы в древности был поставлен памятник со стихами: «О чужестранец, поведай спартанцам о нашей кончине: верны законам своим, мы здесь костьми полегли». Это
Потому там есть одна из семи чудес света такая как Величественная статуя Зевса, построенная в греческом городе Олимпии V в. до нашей эры. была покрыта золотом и слоновой костью. Но в том же веке было и разрушено. Зевс это обладатель богов и людей. В греческой мифологии Зевс-бог громовержиць. Древние греки верили. что он живет на Олимпе и царит и на небе и на земле. В Олимпе, место культа Зевса, где проводили присвячини ему Олимпийские игры. Еще можно много говорить, но ведь Греция обаятельная
Ареопа́г — орган власти в Древних Афинах.
Архо́нт — высшее должностное лицо в древнегреческих полисах.
Демос в Древней Греции свободное население, обладавшее гражданскими правами.
В науке существуют различные взгляды на универсальность данного архетипа. В. Н. Топоров[1] и его последователи трактуют Мировое древо расширительно, отождествляя его с Мировой осью во всех её вариантах. При таком подходе любое изображение дерева в культуре (в том числе Дерево жизни) рассматривается как отсылка к Мировому древу. При помощи данного образа, по мнению Топорова, «воедино сводятся общие бинарные смысловые противопоставления, служащие для описания основных параметров мира».
Ряд крупных исследователей (И. М. Дьяконов[2], Ю. Е. Берёзкин[3], В. В. Напольских[4]) выступают против такой расширительной трактовки и отмечают, что у некоторых народов данный архетип вообще не встречается.