Наверно, признаками сентиментализма является то, что сама повесть построена на раскрытие личности и души человека. В повести также большое внимание уделено природе. Весь текст поставлен на разговорном стиле, что характерно обществу того времени.
<span>Есть в нашем классе неьезызвестный актёр школьного театра. Зовут его Васькой. И в школьном театре он с 1-го класса. Театр его жизнь это сразу понятно. Он бежит на репетиции, бросая всё на свете. Он отдаёт себя целиком и полностью театру. И вот однажды его заметили не в нашей родной школе, а просто на улице. Где он со своими друзьями, включая меня, просто кривлялся. Его заметил постановщик какого-то немало известного спектакля.</span>Сегодня у нас будет контрольная по математике, и я решил не ходить в школу.
Родители рано ушли на работу, они не узнают, что я один день прогуляю; я очень устал, уже конец года, меня замучили дела! “Могу я хоть один день отдохнуть? — спрашиваю себя и тут же утвердительно отвечаю: — Конечно!”
Это был божественный день. Я пересмотрел все телепередачи, объелся вареньем, собрал модель самолета, хранившегося со дня рождения. Потом сел за уроки. Неожиданно зазвонил телефон. Я взял трубку. Звонила наша классная руководительница, она спросила, почему меня не было в школе. Голосом отца я ответил, что сын болен, у него высокая температура.
Анна Юрьевна забеспокоилась о моем здоровье, спросила, не надо ли чем помочь. Я поблагодарил ее за заботу и ответил, что ничего не нужно. Потом она попрощалась и спросила, с кем разговаривала? И я, не подумав, ответил:
<span> — С моим папой!
</span>
Обращаясь непосредственно к эпизоду встречи Андрия с полячкой, учитель говорит о том ни с чем не сравнимом впечатлении, которое произвела на него полячка, буквально ослепившая юношу своей сверкающей красотой. Андрий пламенно любит ее, полон благоговейного восторга. Спрашиваем читателей: Плохо ли это? Нет, в самом чувстве Андрия нет ничего плохого. Напротив, способность к большому и сильному чувству украшает Андрия. И если мы сравним отношение к женщине Андрия и запорожцев,. то сравнение будет в его пользу. Если для запорожцев женщина – рабыня, то для Андрия – царица его души, которой он с восторгом готов служить. Не превращается ли он сам при этом в раба своей страсти? Следует отметить в беседе с учащимися и то, что прекрасная полячка сама по себе ни в чем не повинна, что она предстает в повести в романтическом ореоле совершенной женской красоты.
В сцене решающего объяснения с Андрием ее образ овеян лиризмом, слова ее льются, как музыка: «Бросила прочь она от себя платок, отдернула налезавшие на очи длинные волосы косы своей и вся разлилась в жалостных речах, выговаривая их тихим-тихим голосом: «Не достойна ли я вечных жалоб? Не несчастна ли мать, родившая меня на свет? Не горькая ли доля пришлась на часть мне? Не лютый ли ты палач мой, моя свирепая судьба?»
Андрий же в первые минуты встречи не смог найти слов, чтобы достойно ответить панночке на выражение ее благодарности и «вознегодовал на свою козацкую натуру». Это ремарка, на которую следует обратить внимание, так как она свидетельствует о том, что Андрий, который раньше мечтал стать казаком, теперь ищет для себя иную меру ценностей и стыдится того, что он казак. Когда же он увидел в глазах полячки больше, чем благодарность, то совершенно потерял голову и был готов на все. Об этом говорят слова Андрия, обращенные к полячке: «Что тебе нужно? Что ты хочешь? Прикажи мне! Задай мне службу самую невозможную, какая только есть на свете,- я побегу исполнять ее! Скажи мне сделать то, чего не в силах сделать ни один человек,- я сделаю, я погублю себя. Погублю, погублю». Все нередко сами замечают, что именно полячка напоминает Андршо, в чем заключается его долг и завет», напоминает о том, что Андрия зовут «отец, товарищи, отчизна», а поляки и она – враги им.
Каков же ответ Андрия? Безусловно, это уже отпет предателя: «А что мне отец, товарищи, отчизна?.. Так если так, так вот что: нет у меня никого! Никого, никого!.. Кто сказал, что моя отчизна Украина? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя – ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну, что в сердце моем, понесу ее, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из Козаков вырвет ее оттуда! И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!»
Учитель обратит внимание читателей на то, что Андрий открыто утверждает те нравственные принципы, которые и определяют его поведение. Для него имеют значение только личные желания и стремления («Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего»). Запальчивость утверждения этих принципов проявляется в речи Андрия, соответствующей его характеру и данной ситуации. Андрий весь во власти охватившего его волнения, во власти вспыхнувшего в нем чувства; он патетичен в своем признании. Его речь “изобилует восклицательными интонациями, в ней сталкиваются синонимы: «продам, отдам, погублю»; встречаются нагнетающие фразы-повторы: «понесу в сердце», «понесу, пока станет моего веку», «посмотрим, пусть какой-нибудь из Козаков вырвет…» и т. д.
Как относится к случившемуся автор? Как относимся мы? В ответ на поставленные вопросы учитель прочтет полное горького сожаления лирическое отступление: «И погиб козак! Пропал для всего козацкого рыцарства! Не видать ему больше пи Запорожья, ни отцовских хуторов своих, ни церкви божьей! Украине не видать тоже храбрейшего из своих детей, взявшихся защищать ее. Вырвет старый Тарас седой клок волос из своей чуприны и проклянет и день, и час, в который породил на позор такого сына».
Маша, Марья Кириловна Троекурова — нежная дочь грозного провинциального
самодура; семнадцатилетняя красавица, в которую влюблен
двадцатитрехлетний Владимир Дубровский, наследник помещика, разоренного
ее отцом. На устойчивом фоне заметнее индивидуальные черты: скрытность,
внутреннее одиночество, твердость. Характер воспитан обстоятельствами:
отец то ублажает любимую дочь, то пугает неукротимостью гнева; соседи
страшатся Троекурова — искренность исключена; увеселения Кирилы
Петровича не допускают женского общества; сводный брат слишком мал; мать
умерла. Без матери (и, по существу, без отца, который им не занимается)
растет и Владимир Дубровский, сын единственного из троекуровских
соседей, кому — несмотря на бедность — «дозволено» не бояться Кирилы
Петровича. Это сближает детей; но дружба их продолжается недолго: в
возрасте 8 лет Владимира отправляют учиться в Петербург, а когда он
возвращается, между ним и М. уже лежит непреодолимая социальная
пропасть. Семейства в смертельной ссоре; Троекуров неправедно отсудил у
Дубровских единственное их имение; Дубровский-старший умер, а сын не
пустил на порог Кирилу Петровича, явившегося с запоздалым предложением
мира. М. , не ведающая, кто скрывается под маской Дефоржа, идет на
первое свидание, готовя сценарий эффектного отказа. И, подобно ей же,
поражена неожиданностью развязки. Владимир открывается перед ней,
объясняется в любви, объявляет о невозможности брака и о том, что должен
бежать из дома Троекурова, ибо обман вот-вот будет обнаружен. Нельзя
сказать, что из двух несчастий — стать беглой спутницей любимого
разбойника или покорной супругой ненавистного старика-сластолюбца — она
выбирает меньшее. Она выбирает не меньшее и не большее, а то, которое не
требует измены. И, значит, отказывает Дубровскому как русская женщина, а
не как героиня европейского романа; это более чем важно для Пушкина.