<span>Было раннее утро. Накрапывал дождь. Телега съехала в вековой лес. В траве, на обочине дороги, что-то белело. Я соскочил с телеги, нагнулся и увидел дощечку, заросшую вьюнком. На ней была надпись чёрной краской. Я отвёл мокрые стебельки и прочёл почти забытые слова: «В разные годы под вашу сень, Михайловские рощи, являлся я».— Что это? — спросил я возницу. Он улыбнулся.— Михайловское. Отсюда начинается Земля Александра Сергеевича. Тут всюду такие знаки поставлены. Потом я натыкался на такие дощечки в самых неожиданных местах: в некошеных лугах под Соротью, на песчаных косогорах, на дороге из Михайловского в Тригорское, на берегах озёр — всюду звучали из травы, из вереска, из сухой земляники простые пушкинские строфы. Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой лирической силой, как Михайловское. В высокой липовой аллее, где Пушкин встретился с Анной Керн, на скамейке часто сидела с книгой в руках маленькая весёлая старушка. Это была внучка Анны Керн. Старушка рассказала мне, посмеиваясь над собой, что вот прижилась в этих пушкинских местах, как кошка, и никак не может уехать в Ленинград. А уезжать давно пора. В нескольких километрах от Михайловского на высоком бугре стоит Святогорский монастырь. Под стеной его похоронен Пушкин. К могиле Пушкина надо идти через пустынные монастырские дворы и подыматься по каменной лестнице. Лестница приводит на вершину холма, к стенам собора. Под этими стенами, над крутым обрывом, в тени лип, на земле, засыпанной пожелтевшими лепестками, белеет могила Пушкина. Короткая надпись «Александр Сергеевич Пушкин», безлюдье, стук телег внизу, под косогором, и облака, задумавшиеся в невысоком небе. Здесь конец блистательной, взволнованной и гениальной жизни. Здесь могила, известная всему человечеству. И здесь, на этой простой могиле, становится особенно ясно, что Пушкин был первым у нас народным поэтом. С его могильного холма видны тёмные леса Михайловского и далёкие грозы, что ходят хороводов над светлой Соротью, над Савкиным, над Тригорским, над скромными и необъятными полями, несущими его обновлённой милой земле покой и богатство. (По К. Паустовскому. Михайловские рощи.)
Роман Тургенева был написан в в переломный момент развития общества, когда старшие и младшие поколения становятся выразителями двух эпох. Но проблема отнюдь не в "отцах и детях", она выходит далеко за пределы семейных рамок - это целый общественный конфликт старого и нового поколения, старого дворянства и молодой революционно-демократической интеллигенции. Проблема отцов и детей раскрывается во взаимоотношении молодого нигилиста Базарова с представителем дворянства Павлом Кирсановым, Базарова с его родителями, а также на примере внутри семьи Кирсановых. Базаров отрицает все сложившиеся стереотипы и мысли аристократа Павла Петровича, который не хочет принимать того факта, что общество вокруг него давно изменилось, изменились их взгляды. Этот спор перерастает в дуэль.Спор внутрисемейный между сыном Аркадием и старшим Кирсановым не такой глубокий, как мне кажется. Под воздействием Евгения Аркадий не находит общего языка со своим отцом, но после того, как Базаров покинул жизнь Аркадия, всё встало на свои места. Ведь Аркадий похож на своего отца, он относится к тому с любовью и уважением. <span>Конфликт поколений мы видим и во взаимоотношении Базарова со своими родителями. Родителя Евгения - добрые и любящие люди. Не смотря на сложный характер и нигилистические взгляды сына, они любят его и стараются угодить ему. И сам Базаров, хоть и скрывал, но все же очень любил своих стариков</span>
Передает характеры соперников интонацией, если он говорит ласково, то отношение хорошее, если грозно, то плохое... Тем самым он раскрывает и отношение.