Еще при жизни Михаил Булгаков любил повторять слова, обращенные к человеку, которого он считал своим учителем:
Таким учителем для писателя был Николай Васильевич Гоголь. На могиле Гоголя изначально был установлен камень, напоминающий библейскую Голгофу. После перезахоронения тела Николая Васильевича на Ново-девичьем кладбище и установки там нового памятника, выполненного скульптором Томским, камень какое-то время находившийся на закрывшемся монастырском кладбище Свято-Даниловского монастыря, нашел своего нового хозяина.
Николай Васильевич Гоголь был похоронен на кладбище Свято-Данилова монастыря.
На могиле писателя был установлен памятник, на котором написали слова и пророка Иеремии "Горьким словом своим посмеюся". Рядом с памятником стоял камень с крестом -это голгофа.
Когда прах писателя переносили на кладбище новодевичьего монастыря, камень с надписью и камень-голгофу тоже перенесли но новое место захоронения, но позже на могиле установили скульптуру - памятник писателю, а камень-голгофу просто вынесли в мастерскую при кладбище.
Этот камень нашла вдова Михаила Булгакова и решила установить памятник на могиле мужа - тот при жизни считал себя учеником Гоголя: в трудное время он обращался к памятнику Гоголя со словами "Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью".
Смех является единственным положительным героем комедии, с помощью которого автор обличает и высмеивает мир казнокрадов, лишенных совести и всякой ответственности.
Не знаю, как вам, а лично мне кажется, что больше всего на Чичикова был похож покойный ныне одигарх Борис Абрамович Березовский. Правда, похож он, скорее не на персонаж поэмы, а на образ, созданный актёром Александром Калягиным в советском телесериале. Такой же низенький, толстенький, круглолицый, предприимчивый и суетливый.
На губернатора города Н похож каждый второй большой российский начальник. Глупый, самовлюблённый, ограниченный. Образ Ноздрёва у меня ассоциируется с покойным генералом Лебедем и одновременно с здравствующим ныне генералом Руцким. С Маниловым можно сравнить половину наших либералов и, одновременно, Дмитрия Медведева - это чисто моё мнение. Ну, а в роли Плюшкина мне представляется руководство нашего Центробанка.
Мастер — герой романа Булгакова "Мастер и Маргарита".
Представляясь своему соседу в клинике — Ивану Бездомному — герой называет себя мастером и прибавляет, что имени и фамилии у него больше нет. Известно, что мастером его звала его возлюбленная.
Мастер в данном случае действительно пишется с маленькой буквы, и это вызывает недоумение. Почему так?
Это не имя и не прозвище. Прозвища говорят о своем носителе красноречивее его слов, но это не тот случай. Это его суть, всё, что осталось от его личности. Мы не знаем о нём ничего больше, кроме того, что он мастер, он всю жизнь положил на создание романа. Его имя и прошлое не имеют для нас значения.
Разумеется, это художественный приём, используемый Булгаковым, чтобы показать нам трагедию мастера и ещё вот какой момент. Как я уже говорила, Мастер как прозвище было бы чем-то уникальным, но это не тот случай. И можно понять, что таких вот безымянных мастеров, пострадавших из-за желания писать то, что не одобряет партия, было великое-превеликое множество, осуждённых, репрессированных, попросту всеми забытых в скромных подвальных квартирках. Суровый и беспощадный 20 век.
"Мастер и Маргарита" - это фантастика. Автобиографичным романом Булгакова является "Белая Гвардия". Почему то это произведение - менее известное. Однако - очень интересное. Есть его экранизации. Советская - "Дни Трубиных". Актёры хорошие, известные, но фильм - не очень. А Российская экранизация с одноимённым названием - отличная. И актёры очень хорошие и известные.
После ухода из Московского художественного театра Булгаков написал одно из самых искрометных, ярких и неожиданных своих произведений - "Театральный роман" (другое название - "Записки покойника").
В романе отразилась история очень драматических, тяжелых и, в то же время, светлых для Булгакова отношений с Московским художественным театром.
В романе очень много комического, можно увидеть и сатирические нотки. Чувствуется любовь М. Булгакова к театру, которую он пронес через всю свою жизнь.
Что касается правды и вымысла - конечно, там есть вымысел, так как это все-таки не документальное, а художественное произведение великого романиста. Но все же за этим вымыслом можно увидеть подлинные черты Московского художественного театра 20-х годов XX века.
"Театральный роман" - книга удивительно добрая, мягкая, волшебная. В ней видно, как любит Булгаков мир театра. И как бы ни был этот мир жесток, несправедлив, тем не менее это волшебный мир. И каждый, кто в него попадает, становится лучше, добрее.