Флавий Клавдий Юлиан - древнеримский император в 361 - 363 годах из династии Константина I, ритор и "философ на троне".
Христианские писатели, современники и враги Юлиана назвали его "отступником" и это прозвище, поддержанное церковью, плотно слилось с его именем. Я считаю, что это прозвище не отражает действительного положения дел. Юлиан никогда не был истинным христианином, а отступник - это человек, который отступил от своих прежних убеждений, принципов и идеалов.
Ещё в юношеском возрасте он увидел и осознал резкий контраст между истинным учением Христа и жизнью современного ему общества: мертвый формализм, грубое принуждение и нравственная испорченность царили в среде высшего духовенства и придворной знати, которые исповедовали христианскую веру. По доносу христианского епископа - духовного наставника Юлиана - был убит его отец по приказу императора - христианина, дяди Юлиана. Всё это послужило причиной и началом отторжения христианства.
Другой приставленный для образования Юлиана гувернёр был страстным поклонником Эллинской культуры и языческой древности, обучал его литературе и философии, рассказывал мифы о греческих героях-богах, создавал яркий мир образов и идей, не упоминал о христианстве, приучал к строгому воздержанию во всём.
Дальнейшее образование проходило вдали от столицы, под пристальным присмотром верных слуг императора. Наряду с другими науками он изучал историю христианства, книги Нового и Ветхого Завета.
Находясь в Никомедии, - центре античного просвещения, читал лекции и речи философа Либания, сблизился с кружком философов - неоплатоников, где как губка впитывал идеи, таинства, мистические обряды и символизм языческой древности.
В Афинах он окончательно утвердился в культе эллинизма, но для самосохранения он по-прежнему носил личину христианина и посещал храм.
После смерти дяди Юлиан унаследовал императорский трон, получил власть и решил стать "благодетелем человечества", он хотел построить новую религию, которой хотел всех объединить и осчастливить, но на его пути стояло христианство.
Юлиан не стал заливать страну кровью христиан, что могло вызвать рост популярности христианства за счет увеличения числа мучеников, наоборот, изгнанным опальным православным епископам было разрешено вернуться, им вернули конфискованное имущество.
Было объявлено о проведении политики религиозной терпимости. Епископам предписывалось забыть споры и разногласия и беспрепятственно служить каждому своей религии.
Но были и гонения на христиан. Были казнены епископы и верующие - разрушители и осквернители языческих храмов и статуй,
- был издан указ о запрете христианским учителям и наставникам преподавать в школах
- христиане увольнялись с руководящих постов в армии и с госслужбы
- им нельзя было быть начальниками провинций
- лишил привилегий христианских клириков, предоставленных ранее
- приказал компенсировать материальные потери язычникам от изъятия у них храмов
- проявлял равнодушие и потворство антихристианским погромам в городах, где была сильна христианская церковь, там
- были введены дополнительные налоговые подати
- у христианской церкви изымалось языческое конфискованное ранее имущество
- оказывалась поддержка иудеям, т.к. их религия была похожа на его веру в верховного бога Солнца
- финансировалось начало восстановления Иерусалимского храма
- часть христианских храмов отбиралась и в них снова стали проводить языческие обряды, жрецы стали проводить жертвоприношения, гадания, показывать мистические фокусы и чудеса, читать проповеди и проводить песнопения
Чтобы привлечь жителей империи в свою веру Юлиан строил и открывал новые храмы, возводил жертвенники, приблизил отправление культа к христианскому, ввёл единобожие, дарил финансовые и политические привилегии язычникам, их города щедро обеспечивались продуктами, им прощались долги, раздавались участки земли.
Из-за смертельной раны, полученной в бою, Юлиан скончался и полного возрождения язычества в империи не получилось.