По-моему, очень точно феномен Битлз объяснил Макаревич (для которого Битлз сыграли (и продолжают играть) судьбоносную роль). Привожу его соображения не потому, что у меня нет собственного мнения, а просто оно в целом совпало с таковым "всенародного Макара", и он действительно дал содержательное объяснение. Суть в том, что (цитирую, несколько адаптируя под себя) "вот, говорят, Битлз произвели революцию в эстраде, да ерунда! Они ничего такого уж сверхнового не создали - было достаточно групп, исповедовавших ту же музыкальную "концепцию", те же мелодические, ритмические, тематические и текстовые приемы... хватало не худших (и даже лучших) вокалистов, инструменталистов... однако у них присутствовала та НИЧЕМ НЕ ОБЪЯСНИМАЯ магия, которая ОТсутствовала у других тогдашних групп и исполнителей. И если попытаться составить рейтинг тогдашних групп, то можно довольно смело сказать, что были Битлз и... все остальные". Лично я услыхал их впервые еще в далеком детстве, в 60-е (я 63 г.р.), потом уже более осмысленно - в середине 70-х и был просто потрясен. Восторг был полный (я был именно что "сшиблен с ног"). В настоящее время - уже не восторг, а, как бы сказать, глубокое, степенное почитание. У меня в коллекции - 118 их наиболее мне близких вещей, то и дело их включаю, и каждый раз ощущаю что-то такое донельзя родное и близкое, а почему оно такое - опять же, объяснить не могу. Все четверо участников в постбитловский период (за исключением отдельных вещей) на меня впечатления не производят, а вот пока были вместе... Леннон и Маккартни действительно удивительным образом дополняли и "взаимоусиливали" друг друга. Что и создавало ту самую магию. Частенько приходилось слышать, что дескать Джексон как музыкальное явление по масштабу переплюнул Битлз, нет, нет и еще 1000 раз нет!. Я отдаю должное отточенной пластике Джексона, однако он слишком "гуттаперчев" и даже "пластмассов" (мне из тех вещей, что я его слышал, по-настоящему только 1 вещь и нравится), а вот Битлз удивительно "живые" (и даже "живее всех живых").