Произведение "Двенадцать" А. А. Блока описывает рядовое дежурство дюжины матросов на улицах революционного Петрограда. По большому счёту это поэма о битве добра и зла, развязавшаяся на этих улицах. Святое и дьявольское встретились лицом к лицу. Старый мир по мнению автора ассоциировался именно с мировым злом, а про новое он ещё не знал, каким оно станет, поэтому надеялся, что хуже уже не будет, что будет лишь лучше.
"Позвольте, - скажут мне, - где же там князь тьмы? Матросы есть, убитая из ревности Катька есть, голодная собака есть и даже Иисус имеется. А дьявола нет!"
Он присутствует по всему тексту поэмы, его нужно видеть.
Когда читаешь сочинение символиста, нужно понимать его язык. Он обыгрывает символы, но без читателя, знающего их так же, как и автор, текст просто теряет смысл. Учимся читать:
<hr />
<hr />
<hr />
<hr />
<hr />
<hr />
Извините за обильное цитирование, но сколько ещё упоминаний и образов дьявола, идущих ещё со средневековой и живущих в литературе нового времени (как европейской, так и русской), нужно предъявить читателю, чтобы он, наконец, заметил дьявола в этом произведении? Вьюга, тьма, мрак, ветер, пёс, оскал (улыбка, смех), эхо - всё это символические лики князя тьмы. Последняя цитата, наверное, самые страшные строки во всей русской поэзии, а многие ли читатели поэмы поняли их так, как имел ввиду А. А. Блок?
Где мы уже встречали похожую ситуацию? Конечно же у А. С. Пушкина в "Капитанской дочке"! Именно при таких обстоятельствах происходит встреча Петра Гринёва с неизвестным человеком, в последствии оказавшимся самозванцем (а не это ли подлинное занятие дьявола - быть самозванцем?)
Если я позволю себе хоть одну цитату в этом ответе, то страница просто зависнет (как уже было дважды), поэтому поверьте мне на слово, а цитаты помещу во втором ответе.