Можно сказать, что Митрофана "угробила" неразумная материнская любовь. Её даже нельзя назвать животной любовью. Почему? Потому что животные своё потомство обучают жизни. Трудной жизни - выживанию. Благодаря матери Митрофан абсолютно не приспособлен к жизни.
Имение забито слугами, поварами, зачем напрягаться? Мать уверена, что и географию сыночку изучать не нужно, т.к. есть извозчики. Ее глупая и эгоистическая опека и обожание сделали из Митрофана - недоросля, ни к чему не способного: ни любить, ни уважать, ни трудиться, ни учиться... Мать внушила ему, что он должен жениться на богатой Софье, он это живо воспринял: "Не хочу учиться, а хочу жениться".
Но такая безрассудная материнская любовь не нашла отклика в его сердце. Митрофан вырос грубым, холодным, бесчувственным. Он неблагодарный сын. И любовь матери и она сама ему глубоко безразличны. Поняв, что мать лишилась своего состояния, он грубо отказывается от родного человека:"Да отвяжись ты, матушка, как навязалась..."
Недоросль - вырос необразованным, жестоким, глупым, мелочным, бессердечным, корыстным человеком, беспомощный во взрослой жизни. Фонвизин сделал образ главного героя объектом сатиры, но смешны только некоторые моменты, в основном сущность юноши ужасна и страшна и вызывает беспокойство. Такие члены общества, как говорит пословица: ни богу свечка, ни чёрту кочерга. Вина этому не только глупая любовь непросвещённой матери. Это была глубокая социальная беда общества, когда большая его половина была бесправными рабами. Одни жировали - другие трудились в поте лица. Автор обратил внимание общества на актуальные вопросы: неравноправия, бесчинства знати.