Детективная литература как жанр была очень популярна в Китае в XIV - XVII веках. Это не так давно, как строительство пирамиды Хеопса, но современностью назвать язык не поворачивается. О том, насколько близки по жанру давние китайские сочинения и классические европейские, я доказала здесь. Фантастическое было свойственно и восточной, и западной литературной традиции.
Если оставить в покое китайцев, исписавших иероглифами километры бумаги о духах и призраках, достаточно вспомнить европейский готический роман, над которым так потешался А. С. Пушкин в "Гробовщике" и "Пиковой даме". Роман "Франкенштейн, или Современный Прометей" был написан дамой в кринолинах - Мэри Шелли - в 1818 г.
Приключенческие "экшены" о Рокамболе, опиравшиеся на многовековую традицию плутовского романа, гремели по всей Европе во второй половине позапрошлого столетия.
Этот образец классической литературы вообще написан две тысячи лет назад. Их популярность росла локально и падала, чтобы потом опять вернуться.
Продолжать можно долго, главная мысль: все перечисленные виды литературы появились и стали популярными отнюдь не сегодня, они в разных формах были в культурах человечества. "Серьёзная литература" сосуществовала с "незерьёзной". Л., нацеленная исключительно на высоких интеллектуалов, появилась именно в начале прошлого века. Андрей Белый и Джойс представляют её неподражаемые образцы и знаковый момент в развитии - постмодернизм, предполагающий огромный культурный багаж, которым автор намерен играть, бесконечно жонглируя и пережёвывая, и без которого не понять и половины написанного.
Л., не ставящая целью чистое развлечение, никогда не пользовалась массовым интересом. Толпе Достоевский не нужен был ни в XIX веке, ни сейчас.