Главными героями повести Льва Николаевича Толстого "Кавказский пленник" являются офицеры Жилин и Костылин, которые вместе с русской армией воюют, чтобы Кавказ был в составе России.
Жилин не высок ростом, ловок, подвижен, одним словом - живчик. Костылин грузен, неповоротлив, труслив. Оба офицера оказались в плену, причём, по вине Костылина. При сравнении поступков, поведения в критические моменты, характеров, внешнего облика этих двух офицеров, можно констатировать, что писатель однозначно симпатизирует Жилину - простому, честному, храброму человеку. На таких людях, можно сказать, Россия держится. А такой человек, как Костылин - он и товарища подведёт и себя погубит.
У таких разных людей и судьбы, конечно тоже разные. Жилин с детства надеется только на себя. Он был так воспитан в бедной семье. Костылин же родился в богатой семье, был сильно избалован. Он не привык брать на себя ответственность. Его так не воспитывали. Ему всегда потакали, то есть, что он захочет, ему предоставляли без проблем. Вот и вырос такой - битюк и лентяй. Сам ничего не может, а главное - не хочет. Не привито это с детства. Так и пойдёт по жизни такой человек - ни доброго слова от него, ни поступка.
Таким образом, в рассказе "Кавказский пленник" Лев Николаевич Толстой с поразительным искусством охарактеризовал двух людей с совершенно разными судьбами.
"Больной вопрос" - это значит, что касаться какой-то темы, некоего вопроса очень болезненно, возможно, что-то связано неприятное с этой темой, всплывают полученные в свое время отрицательные эмоции, воспоминания.
Чаще всего больной вопрос - это закрытый вопрос, закрытая тема.
Например, у моей учительницы таким вопросом была тема декабристов. Ее старались не обсуждать почти никогда. Мне потом только стала ясна подоплека этого болезненного восприятия, но прошло просто достаточно много лет, чтобы острота ушла.
Подкрашенные танцовщицы могут кружиться только в фиксированную сторону, поскольку у них помечены правая и левая части тела, и в процессе вращения можно отследить, какая именно часть тела перекрывает другую.
Таким образом создаётся точный образ направления движения.
Центральная же фигура не имеет маркировки, части тела её сливаются между собой, поэтому зрению ничего не мешает успешно "разворачивать" её в любую сторону - в ту, которая задаётся инерцией зрения.
Если глаз видит кружение промаркированной фигурки по часовой, он будет автоматически "кружить" немаркированную фигурку тоже по часовой. И наоборот.
Если прилагательное образовано от существительного с помощью суффиксов -ан-/-ян-, то в суффиксе нового слова пишется одна буква "н", например:
кожа - кожаный, кожанка;
рожь - ржаной;
жесть - жестяной, жестянка.
В словах-исключениях деревянный, оловянный, стеклянный пишется двойное "нн".
Не следует путать суффиксы отымённых прилагательных с отглагольными образованиями, в морфемном составе которых имеются суффиксы -а-нн-, например:
сломать - слом-а-нн-ый;
сорвать - сорв-а-нн-ый;
отодрать - отодра-а-нн--ый.
Эти слова образуются от глаголов совершенного вида с основой инфинитива, оканчивающейся глагольным суффиксом -а-, к которому присоединяется формообразующий суффикс причастия -нн-.
Велик и могуч русский язык. Но тот, что во рту, часто опровергает данное утверждение. "Слаб на язык" - так говорят о человеке, который не умеет держать свой язык за зубами. Проще говоря - это сравнение слабости языка с неумением помолчать вовремя. Иронизируется над неспособностью "Слабого на язык" обладать таким ценным качеством, как "Молчание золото".
"Слабеньким на язык" - этим можно окрестить сплетника. Так часто бывает, что ему просто жжёт и печёт так, что болтун просто не владеет своими эмоциями, не может совладать с желанием всё высказать и выболтать. Не будем путать красноречие с глупой болтовнёй, так как оно несёт под собой богатый словарный запас и довольно логичное построение диалога. Слабый на язык не так диалогом блещет, как отдельными пустыми и никому ненужными умозаключениями. Очень бывает трудно в некоторых ситуациях чтобы воздержаться от бесполезных комментариев. Следует различать случаи, когда надо вставлять свои "пять копеек", а когда лучше бы помолчать (чтобы по пятаку этому не получить).
<hr />
Некоторые похожие выражения:
- Ум короткий, а язык длинный.
- Язык, словно помело.
- Язык совершенно без костей.
- Два раза вокруг ноги, через плечо и в сапоги (это про длину языка).
<hr />
Говорят, что "Язык мой - это враг мой!". Нет! Чаще всего язык приносит хлопоты другим людям. Сам болтун не замечает своей навязчивости и назойливости, если только кто-то рядом более ушлый не появится. Синонимы к интересующему Вас выражению есть тут.
С одной стороны словоохотливость - это нормально, если она является синонимом "Эрудиция" или "Общительность". Но болтливость со всеми секретами проболтливость, а говорливость там, где это просто неуместно... это скорее говорит о некотором отсутствии внутреннего такта. Некоторые ведь и блещут своими познаниями, владеют определённым объёмом инфы, а скромно себе молчат (никто же не спрашивал).