Прилагательное образовано от украинского "голутва", что по-русски значит голытьба. Понятно, что к голутвенным казакам относили наиболее бедную прослойку казачества. И самую многочисленную. Голытьба состояла из беглых крепостных и прочей бедноты, не обустроившей своё хозяйство. В противовес голутвенным использовался термин "домовитые", более зажиточные, имеющие и дома и землю, тогда как голутвенным чаще всего приходилось заниматься батрачеством в мирные годы. А в годы военные (и с турками, и с крымчаками, и в крестьянских войнах да восстаниях) голутвенные составляли основную численность казацкого воинства.
Термин использовался в шестнадцатом-восемнадцатом веках.
Разин Степан Тимофеевич предводитель крестьянского восстания (1670-1671)казацкий атоман.Происходит из (зажиточны)казаков .Воевал против крымских татар и турков возглавил поход.К нему присоединились крепостные крестьяне ,старообрядцы ,малые народы .
Герои "Тихого Дона" и есть настоящие казаки. Очень давно они обособились от русского народа. А причиной стало то, что казаки любили волю. У них были свои выборные органы. Хотя они и подчинялись русскому царю, но внутри казачьего сообщества устанавливали свои порядки. Для нашего государства казаки были всегда мощной военной силой.
Были у казачек символы в женском костюме, которые особо не афишировались, но присутствовали и имели большое значение. Одним из них были ключи: та, которая владела ключами от погребов и обычно носила их на поясе была хозяйкой дома.Именно её уважительно называли САМА. Обычно это была свекровь - мать сына. САМА держала в строгости и сыновей, и зятьёв, и дочерей, и снох. Её авторитет был непререкаем. Умирая, САМА передавала ключи самой достойной из женщин дома по своему усмотрению. С этой минуты совсем молодая женщина могла стать САМОЙ, и, если речь шла о домашних делах, ей подчинялись все, включая мужчин.
Нагайка - знак власти у казака в обыденной жизни, на Кругу - знак есаульца и приставов. В отдельных станицах нагайку разрешалось носить только женатым.
Тесть дарил зятю нагайку на свадьбе, висела она в курене обычно на левом косяке двери в спальню.
Нагайка могла быть брошена к ногам старика или уважаемого гостя как знак уважения и покорности. Гость в ответ должен был её вернуть и расцеловать бросившего. Если же гость или старик переступал через нагайку, - значипокорность ему не угодна, а грех или обида не прощены.