Достаточно вспомнить цирковую фразу, которая звучит:
чтобы с ходу дать правильный ответ...
Однако, давайте немного поговорим об этом удивительном и самобытном жанре циркового искусства.
Тем более, что первоначально назывался этот герой ковровый или подковровый, сменивший Рыжего на арене цирка. Почему так? Просто для каждого номера меняют "ковры" на арене, от того и возникло это название клоун коверный. Хотя по умениям, этот артист работает практически во всех жанрах (универсал циркового искусства). При этом выполнение элементов того же жонглирования или дрессуры сопряжено с иронией или юмором, что сложнее исполнить, чем просто технический элемент. Это как в спорте, где есть профессионалы в единичном виде спорта и есть многоборцы, которые пусть не ставят рекордов по какой-то дисциплине отдельно (хотя и тут есть спортивные исключения-), зато достигают гармоничного освоения нескольких видов спорта одновременно. И что сложнее, трудно сказать.
Сейчас, как пишут современные издания, есть ряд клоунов - артистов, которые является примами цирков и под них выстроен весь цирковой спектакль. Т.е. клоун давно уже стал не просто человеком, заполняющим паузы или технические заминки между номерами, а основная единица цирка.
В СССР было много талантливых, заметных артистов. Не только Никулина знала вся страна. Его партнер Вицин был не менее известен. Фильмы художественные тогда снимали очень хорошо. Они популярны и в настоящее время и еще долго такими останутся.
А ведь Никулин был не красавцем, да и Вицин тоже. Его даже не сразу в театральное училище приняли.
Сегодняшние артисты запоминаются плохо. Да, они все красивые. Но фильмы снимаются кое-как. Даже талантливые артисты редко могут в них раскрыться. Поэтому я редко смотрю современные фильмы, предпочитаю им советские.
Те, кто вырос в СССР помнят этот светлый, лучезарный и философский номер. Не случайно бельгийская королева Елизавета назвала Олега Попова Солнечным клоуном.Произошло это в 1958 году, когда состоялась Всемирная выставка в Брюсселе , и где наряду с достижениями промышленности, СССР представляли деятели культуры, в том числе,и цирковые артисты. Вот как долго этот номер Олега Попова был востребован зрителями!
С тех пор "Солнце в авоське" считается визитной карточкой Олега Попова.
Собрать и унести с собой солнце - это равнозначно сохранению самых чистых и светлых эмоций, тепла,искренности и любви, что может делать ежедневно каждый из нас!
Быть аккумулятором добра!
Но самое главное-это уметь делиться своим теплом,заботой, любить людей и отдавать им свой свет души,- вот этому и учил Солнечный клоун.
Леонид Егнибаров никого не оставлял равнодушным. Сам Марсель Марсо называл клоуна «гением пантомимы» или «великим поэтом движения». А выражение «клоун с осенью в сердце» принадлежит чехам, а потом эта фраза распространилась по всему миру, характеризуя Леонида Енгибарова.
И ведь вправду, Енгибарова можно охарактеризовать как клоуна-поэта, грустного романтика и лирика, интеллектуала и философа. Колун был еще и замечательным киноактером. Его можно увидеть в фильмах «Путь на арену», «Тени забытых предков» и «Леонид Енгибаров, знакомьтесь!». Кроме этого талант Енгибарова был признан лучшим клоуном мира на Международном конкурсе клоунов в Праге в 1964 году.
И был у Енгибарова свой стиль, не похожий на привычный клоунский наряд. Это были чёрные брюки на одной лямке, жёлтая с чёрно-красной полоской футболка. И косынка на шее - тёмно-синяя в белый горошек. И башмаки с задранным носом. Без клоунского грима.
И еще я люблю Енигбарова за его философские фразы - «Не всё в жизни можно стричь, а уж тем более — под одну гребёнку», «Не обижайте человека. А вдруг он Моцарт?..».