Афоризм Ницше содержит критику христианского подвига и любых методов нравственного совершенствования вообще.
- Чудовища
Совершенствующий себя сражается с "чудовищами" - своими пороками, страстями, страхами, инстинктами и т.п., что представляется ему злом. Стремясь себя улучшить, человек рискует превратится в нечто худшее, чем он был до попыток улучшения. Например, стать лицемером или духовным диктатором, не знающим снисхождения к чужим слабостям. В христианской патристике есть феномен так называемого "святобесия", иллюстрацией которому мог бы послужить этот афоризм, - когда, воюя против беса, воюющий превосходит в злобе самого беса. (Литературный пример - Великий Инквизитор Ф.М.Достоевского, "Отец Сергий" Л.Н.Толстого)
- Бездна
У всех наших пороков, страстей, страхов и т.п. есть глубокие причины, скрытые от нашего понимания. Говоря поэтически, у каждого чудовища, как бы чудовищно оно ни было, есть мама, настолько чудовищная, что не стоит и пытаться себе представить (здесь до некоторой степени сказывается тенденция к сакрализации зла у Ницше). То есть у всякого подвига и у всякого совершенства, по мнению Ницше, есть известная мера, переходить которую не нужно, или, по крайней мере, не безопасно для нашей личности и сознания. И если мы настолько горды, самонадеянны и безрассудны, или настолько гениальны, что все же делаем это, то сталкиваемся с тем, что из охотников на чудовищ, сами становимся объектами охоты. Со всеми вытекающими последствиями.
*
Так что будьте внимательны и осторожны, дорогие господа практикующие всех путей к себе и от себя, подвижники, йогины и медитаторы. И сражаясь с вашими чудовищами, не теряйте своего человеческого лица.