В произведениях Н. Карамзина герои впервые в истории литературы перестали быть носителями какой-то одной черты, а стали настоящими, живыми, реальными людьми, умеющими чувствовать и переживать и говорившими на простом понятном языке. Так же новым стало и то, что автор, давая оценку происходящему, открыто выражал свое к нему отношение. Кроме того, гармонично дополняют его повествование живописные описания природы и лишь на первый взгляд их можно принять за случаные эпизоды, являющиеся красивым фоном основного действия. На самом деле пейзажи играют особую роль, являясь одним из основных средств для раскрытия душевных переживаний главных героев и понимания мотивов их поступков.
В завязке повести «Бедная Лиза» представлены контрастные картины Москвы с "ужасной громадой домов" и великолепные сельские просторы со светлой рекой, пышными рощами, бескрайними полями и небольшими уютными деревеньками. Эти картины знакомы каждому, они абсолютно реальны и тем самым с самого начала придают повести достоверность и задают тон всему повествованию, к тому же показывая еще и авторскую позицию, которого влечет все прекрасное и естественное и неприятен город.
По ходу дальнейшего развития действия роль пейзажа будет не менее значительной, так как все изменения в природе автор соотнесет в абсолютной гармонии с тем, что произойдет с героями.
Сюжет повести поначалу может показаться достаточно простым. В центр внимания попадает трагическая любовь простой крестьянки к молодому дворянину. Девушка всей душой верит, что ее чувства взаимны. Но очень скоро получится так, что возлюбленный выберет в жены другую. Все действие развертывается на фоне природы, ставшей невольным свидетелем сначала необъятного счастья, а затем непоправимого горя героини. Пейзажные зарисовки помогают проникнуться мельчайшими изменениями в душе Лизы.
Первые встречи влюбленных пропитаны нескончаемой радостью, и вся природа вокруг преображаясь, превращается для Лизы в удивительно красивую и неповторимую.
В дальнейшем, в своем желании быть счастливой девушка преступает через нравственные нормы, по которым воспитывалась и жила, хотя это и дается ей совсем нелегко. Автор подчеркивает ее тревогу и страх изменениями в природе. После случившейся близости молодых людей, черные облака закрывают небо и начинается гроза. А дождь, словно оплакивает «преступление» девушки.
В момент прощания героев ощущение предстоящей беды усиливает алая заря, передающая боль, тревогу и смятение героини.
Повесть Карамзина «Бедная Лиза» вышла за рамки классического изображения природы в художественном произведении. Ранее пейзаж играл незначительную роль украшения повествования, а здесь превратился в способ передачи внутреннего мира героев.
Еще одной функцией пейзажных зарисовок в повести стала помощь читателю понять глубину мысли автора, его идейный замысел.