Совершенно верно. Религия – пережиток прошлого. И заменить её есть чем. Знанием.
Для начала небольшое отступление по поводу того, что "религия изначально была создана как система права". Не соглашусь. Как "система права" была создана мораль, а не религия.
В чём смысл морали? В чём смысл моральных запретов типа "не убий", "не укради" и так далее? Защита общины от отморозков и от чужаков. "Не убий" и "не укради" на заре цивилизации, ещё при племенном строе, при скудных ресурсах, которые тогда были доступны человеку как виду и человеческому обществу на ТОЙ стадии его развития, было просто-напросто средством самосохранения племени. Причём именно племени, а не человечества "вообще", потому как раскроить череп члена другого племени, а то и съесть потом что осталось, почиталось не за убийство, а за доблесть. Равно как и увести вола или возжелать жену (заметьте, запрет распространялся только на "ближних своих", а не на всех вообще).
Вот из этих установок, способствовавших выживанию племени, и возникла мораль и зачатки законов.
Религия же есть результат другого процесса, который шёл параллельно и независимо. Попыток познать мир. Концепция бога как высшего существа ведь не была дана свыше в готовом виде. На самой заре цивилизации, даже ещё до появления цивилизации, верили не в богов, а в духов. Одухотворяли, одушевляли вообще всё – свои духи были у деревьев, у камней, у животных (причём свой у каждого)… Нельзя было пойти на охоту, не умилостивив перед этим духов леса или Дух Медведя (или Оленя, или на кого там они собирались идти…). Нельзя было начать строить жилище, не договорившись и не подкупив духов земли, воды, дерева… Одухотворяли явления природы, которые все сплошь были непонятны, пугающи и опасны.
Так что вера в сверхъестественное (ещё даже не в бога, даже не в богов) – это вполне понятная попытка как-то объяснить себе окружающий мир и найти путей с ним "договориться".
Со становлением цивилизации, то есть структурированного общества, а значит – и власти, которая этим обществом управляет, радикально меняется и роль этих верований. Власть ставит их себе на службу, а верования изменяются под влиянием власти и в нужную ей сторону. Власти что нужно в первую очередь? Подчинение. Как проще всего добиться подчинения? Страхом. Можно, конечно, и авторитетом или силой – вождями племён часто так и становились, выиграв схватку с конкурентом или проявив недюжинную силу на поле сечи, но в структурированном обществе страх – метод более простой, безопасный и эффективный (на войне или на поединке, неровен час, и покалечить могут, а то и вообще порешат).
И тут на помощь власти приходят верования. Но уже не "старые добрые", в духов берёзок и зайчиков, а в духов грозных сил природы: духи воды, ветра, подземных стихий, духи молний и грома. Вот так, под нужды власти, верования трансформировались в религию, которая и стала инструментом власти по подчинению себе подданных. А религия, в свою очередь, подмяла под себя и мораль, превратив традиционные "ценности" (которые сейчас назвали бы общечеловеческими) в религиозные установления.
Переход от многобожия к единобожию в эту трактовку прекрасно укладывается: один царь на земле – один бог на небе. Монархии ни к чему многобожие, слишком невыгодные параллели получаются…
Ну и теперь собственно к предмету обсуждения. "Если бога нет – то всё позволено!"? А вот ни фига. Как показывает и история, и даже уже приведённые ответы, "всё позволено" с верой в бога прекрасно сочетается. А значит – верно и обратное. Можно не верить в бога – и тем не менее не красть и не убивать. Совесть человека, понимание им того, что он не один на свете и что другие люди – такие же точно, его ответственность за свои поступки вовсе не обязательно проистекают из его веры в бога.
Ну и зачем же нужна в наше время религия? Да на фиг не нужна. Нормальным людям. Роль религии – это роль костыля для хромого. Тот, кто не в состоянии ходить сам, вынужден пользоваться костылями. А тот, кто не в состоянии сам думать, сам оценивать поступки людей, события общественной жизни, сам разбираться с тем, что происходит в обществе, кто не может понять, что такое хорошо и что такое плохо, или же боится думать и оценивать сам, тот, кто хромой духовно, - тем тоже нужен своего рода костыль. И религия с готовностью его предоставляет. Она же и "утешит", обещая рай на небе вместо решения проблем на земле и призывая к терпению и к смирению - вместо анализа и действий.
Внимание: вопрос: может ли продавец костылей научить ходить самостоятельно?
Внимание, второй вопрос: может ли продавец опиума научить адекватно воспринимать реальность?
<hr />
Ну а чем заменить – да элементарно. Вера, тем более вера, всунутая в неокрепшую голову снаружи и насильно, прекрасно заменяется знанием. Знанием и просвещением. Надо всего лишь не бояться думать. И не бояться учиться.