Мужество Базарова в том, что он и перед осознаваемой неизбежной смертью не предает своих убеждений. Не меняется его манера разговора и поведения - настолько, насколько это возможно для умирающего. Он иронизирует, пусть и горько, над своей судьбой.
Он верит, что после смерти его ждет ничто, а вовсе не рай или ад. Но не ищет утешения в религии и даже наоборот - до последнего сопротивляется попыткам других людей совершить над ним положенные обряды.
Что же касается более естественного и человечного поведения, то и это тоже правда. Он внезапно понимает, как он дорог другим людям, какое горе принесет им его смерть - и старается, пока это возможно, хоть как-то их утешить. Например, он соглашается на причастие, но только тогда, когда он будет без сознания. Он признается в любви, пусть и несколько своеобразно:
Он пытается утешить возлюбленную и родителей - так, как считает необходимым, так, как это для него возможно при его характере и убеждениях:
На пороге смерти характер Базарова смягчается, но его стержень остается прежним, несмотря ни на что.
Евгения Базарова, героя романа Тургенева "Отцы и дети" скорее всего убили бактерии тифа, т.к. он вскрывал тело крестьянина, умершего от этой болезни и случайно порезался. У уездного врача не оказалось с собой "адского камня", то есть нитрата серебра, которым можно было бы прижечь ранку.
Если бы тогда существовали антибиотики, все сложилось бы, конечно, намного веселее, но автору нужно было показать Базарова - представителя нового, еще непонятного для "отцов" поколения середины XIX века, и он выбрал смерть своего героя, чтобы тот смог перед её лицом проявить свои лучшие, истинные качества и убрать все показное.
Убило Евгения его желание работать, повышать свою квалификацию как врача.
А. И. Герцен назвал так не одного лишь персонажа тургеневского романа, но и поколение, к которому он принадлежит. Автора интересовал не столько герой романа, а его понимание критиком Д. И. Писаревым.
В статье "Ещё раз Базаров" читаем:
Именно они - блудные дети.
Этим он подчёркивает, что свойственный реальным сверстникам литературного Базарова нигилизм - отнюдь не то, что должно было логически выйти из идей декабристов, но результат давления на свободу мысли.
По мнению Герцена
Его тревожит отсутствие какой-либо конструктивной идеи, которая должна следовать за критикой, поэтому он называет скептицизм нигилистов бесплодным.
В последней главе своего романа (это глава 28-ая) Иван Сергеевич Тургенев повествует о том, как сложилась судьба других персонажей. В отличие от Евгения Базарова, жизнь которого автор оборвал в конце произведения, другие продолжали жить.
Что касается Аркадия Николаевича Кирсанова, то Тургенев даровал этому герою вполне благополучную жизнь, полную любви, работы, заботы о своем семействе. Как мы читаем, через полгода после трагической гибели Базарова Аркадий Кирсанов женится на девушке, которую любил, и которая отвечала ему взаимностью - Кате Локтевой (как мы помним, это сестрица Анны Одинцовой).
Через время в этой семье родился сын. А сам Аркадий стал рачительным хозяином, поправил дела, стал получать доходы. Аркадий продолжал жить вместе со своим отцом, его молодой женой Фенечкой и их ребенком в родовом имении в Марьине.
Так и получается, что будучи гибким и пластичным, как "кусок чистого воска", Аркадий оказался более жизнеспособным, чем нигилист Базаров.
Базаров был нигилистом, отрицающим Бога, и отдающим высшую силу природе. В наше время он вполне мог стать героем, ведь сейчас люди заявили, что они умнее природы. Многие опыты проводятся на животных.