Рассказы Чехова таят в себе огромный смысл, отличаясь от остальных четкостью и лаконичностью, неся в себе определенный моральный вывод. Примером такого рассказа
может считаться его рассказ “Тоска”. Это рассказ о сытых, равнодушных людях, считающих себя классом выше, неспособных понять, пожалеть другого человека, поддержать его дружеской мягкой и доброй улыбкой, чуждых к отзывчивости и состраданию. Главным героем рассказа является Иона Потапов — бедный извозчик, совсем недавно похоронивший своего сына, ищущий поддержки и понимания людей. Его горе трудно понять людям, у которых никогда не болело сердце и не немела душа. С какой доверчивой беззащитностью открывает старик Иона свою душу всем тем, кому в тот день нужен был извозчик. С какой детской открытостью пытается он увидеть в глазах ездоков огонек поддержки и сострадания. Но все его существо наталкивается на стену черствости, равнодушия и непонимания.
В этом произведении мы чувствуем любовь Чехова к рядовым труженикам, подобным Иону Потапову. Рассказы Чехова одновременно ни о чем и обо всем. За мелочами обыденной жизни скрываются глубокие мысли автора. Чехов повествует нам о трудовом дне бедного труженика Иона Потапова. Работая кучером, он встречается с разными людьми и проводит с ними большую часть времени. Но заглянув в глубину строк, читатель может увидеть плачевное состояние души Иона. Не имея жены, потеряв сына, Потапов остался наедине со своей искалеченной душой, ноющей от тоски, и с лошадью. Тоска его поедает. В этом коротком рассказе Чехов рисует образ бездушного города с
бездушными людьми. Город, где так много людей, но где ты духовно одинок. Четыре раза Потапов пытался завести разговор, четыре раза пытался рассказать о своем горе — о смерти сына. Ему хотелось, чтобы ему посочувствовали, пожалели. Однако его собеседников это не интересовало, они отнеслись равнодушно, безучастно к чужому горю. Иона не мог выговориться, а отсюда росла тоска, “тоска громадная, не знающая границ. Казалось, лопни грудь, вылейся из нее тоска, так она бы весь свет залила... ”
Столкнувшись с проблемой одиночества в рассказе А. П. Чехова “Тоска”, хочется призвать человечество к доброте, милосердию, взаимопониманию.
Равнодушие. Как часто мы забываем об обидах и горестях, принесенных самими нами нашим самым близким и родным людям. Ведь часто от нас так мало требуется: выслушать, сказать ласковое слово, улыбнуться. Что стоило героям рассказа “Тоска” проявить минимум ласки, сострадания и терпения, чтобы облегчить горе Ионе Потапову. В их душе стало бы намного светлее и чище, пойми они горе извозчика. Насколько же станет и наш мир светлее и лучше, когда нас, наконец, покинут сухость, черствость, равнодушие.
В Тоске Чехов поднимает вечную проблему человечества — проблему общения друг с другом, равнодушия к горю и несчастью окружающих, проблему одиночества. Ощущение
тоски и печали не покидает на протяжении чтения всего рассказа. Уже из названия
рассказа понятно, что речь пойдет о грусти и боли. Начиная повествование, Чехов
окутывает место действия, с которого начинается рассказ, дремотой; движение
<span>вокруг Ионы Потапова замедляется, и он погружается в свои мысли.</span>
Объяснение:
Произведение написано в форме баллады, то есть поэтичного рассказа о героическом подвиге, доблестных героях и т д.. В основе - исторический сюжет из Карамзина, изображена эпоха Ивана Грозного.
Царь - фигура колоритная:
Он грозен и милостив
За правду милует за неправду - вешает
А когда настали "годы злые "- он за правду и неправду делал казни лютые"
Князь Михайло Репнин в балладе Толстого - это человек мужественный, честный, благородный и очень смелый. На царском пиру он не побоялся высказаться против произвола и жестокости царя. За это Иван Грозный на глазах у всех убивает Репнина.
Автор создал образ правителя-тирана, который расправится со всяким, кто против его воли пойдет.
В балладе много песенно-фольклорных мотивов-
Поют потехи брани, дела былых времен...
Писатель использует выражения, устаревшие слова эпохи Грозного:
разгульные опричники, державное слово, тиуны ( то есть слуги).
Если я не ошибаюсь, то этот момент , когда Платов приехал к тульским мастерам просить "сотворить" блоху.
Так вот, оружейники начали объяснять Платову, что они все время помнят слово царской и никогда его не забудут. Они добавляют, что они не могут это решить за минутку, потому что английская нация тоже не глупая, а довольно даже хитрая, и искусство в ней с большим смыслом. Они послали Платова гулять на тихий Дон. Платов был не совсем доволен этим, и хотел все-таки узнать, что они придумали. Но не смог, туляки оказались хитрее.
В конце они добавили:
- Тонкой работы, -говорят,- мы не повредим и бриллианта не обменим, а две недели нам времени довольно, а к тому случаю , когда назад возвратишься , будет тебе что-нибудь государеву великолепию достойное представить.
А что именно, этого так-таки и не сказали.