А вот здесь мы с вами прямиком попадаем в смутные времена с борьбой против пропольских самозванцев, самих поляков-католиков, против предательской семибоярщины, против навязываемого (и уже практически признанного католического царя Владислава) со стремлением к независимости (в отличие от Великого княжества Литовского, Русского и Жмойтского) против засилья католической веры и за единство независимого русского народа.
Именно в это время и появляются в Московском царстве (и всея Руси) амбициозные патриархи, сменяя друг друга, и думающие не только о русском народе, но и о личной власти. Филарет, Иосиф и особенно Никон в своём стремлении к величию и непомерной светской власти, предела не знали. И хотели мировых лавров. Ну а цари тоже были вполне себе зависимыми от церкви, да ещё и со своими планами завоеваний.
Ну вот и переплелось:
- нетерпимость к жадным и алчным польским католикам в Москве,
- пример подавления веры в Русской Литве (Белоруссии), вступившей в Унию вроде как с обещаниями автономии и свободы вероисповедания, а на самом деле тупо оббираемых.
- стремление народа к единству.
- и личные амбиции церковных иерархов и царей.
Конечно можно считать боярство главным виновником начавшейся в русском государстве смуты, но дело в том, что они далеко не единственные виновники. Были и многие другие не менее веские причины начала смуты, и поэтому было бы более правильно говорить о целом комплексе причин.
После того, как пресеклась династия Рюриковичей, бояре ожидаемо включились в борьбу за власть, они противодействовали начинаниям Бориса Годунова, а среди них было немало очень прогрессивных для того времени, они устроили склоку, вели постоянные интриги.
Но началась бы Смута только из-за действий бояр? Вряд ли.
Если бы в государстве все было спокойно, если бы не было неурожая, если бы не вмешивались в политику Руси иностранцы, царь бы справился с боярами.
Но совпало сразу несколько негативных факторов и началась Смута.
Вы, видимо, не так уж и неправы. Ельцин, насколько помню, тогда просто молчал. В "конвульсиях" билась церковь. В то время большевиков не пинал только ленивый. Хотя Ельцин напрямую причастен к сносу дома Ипатьевых в Свердловске(ныне Екатеринбург), где была расстреляна царская семья. Скорей всего, какой-то закулисный договор тогдашнего Президента с церковью на этот счет был. По всей видимости, хотел заручиться поддержкой "святых отцов". Мой прадед сам был свидетелем Кровавого воскресенья 1905 года. Николай Второй неконьюктурными историками признан самым бездарным правителем России. Как у нас, так и за рубежом. И за что его канонизировать?
К середине 17 века в Российском государстве сложилась политическая система, получившая у политологов название "симфония власти". Суть ее состоит в разграничении властных полномочий светских и церковных органов управления. Какие-то сферы управления были в руках царя и бюрократической верхушки, а какие-то в руках церковных иерархов. Судебная система тоже разделялась на государственную и церковную. При этом обе ветви были автономны, не вмешиваясь в дела друг друга и взаимодополняя друг друга. Но обуреваемый непомерным честолюбием Никон решил нарушить симфонию власти в пользу церкви, требуя для себя не только равных прав и полномочий с царем, но даже более. Это объяснялось тем, что церковь выражает волю бога, а царь - всего лишь людей. По мнению Никона, государственное управление должно быть подчинено высшему церковному руководству. Это не понравилось как самому царю Алексею Михайловичу, так и боярству в целом, они не без оснований полагали, что за богословскими аргументами Никона скрывается лишь стремление патриарха к личной власти. Результатом стала конфронтация Никона с царем Алексеем и падение патриарха.
1801 год
18 мая «по случаю происходивших между Российскою и Английскою державами немирных обстоятельств», по повелению императора Павла I для защиты обители от нападения прибыли два сводных батальона общим числом 1592 человека под командованием генерал-лейтенанта Дохтурова. Войска были размещены, большей частью, внутри монастыря, посреди которого была устроена главная гауптвахта. Ежедневно войска с развернутыми знаменами, музыкой и барабанным боем занимались строевой подготовкой на соборной площади обители.
18 июля упомянутые войска были вывезены в Онегу, а орудия оставлены в монастырской крепости в ведомстве пребывавшего здесь артиллерийского поручика Кормщикова