Стихотворение «Узник» А.С. Пушкин пишет в 1822 году. В это время он по воле судьбы оказывается в Кишиневе. Перемены, связанные со ссылкой, оказывают сильное влияние на поэта. История создания стихотворения связана с тем, что тогда жизнь в Бессарабии сильно отличалась от той блестящей, интересной среды Москвы и Санкт-Петербурга, в которой молодой Пушкин успел побывать. Здесь же он знакомится с бытом донского казачества, встречается с декабристами, перенимает их идеи. Новые впечатления, мысли, стремление к независимости и светской жизни – все это воплотилось в «Узнике», который стал символом свободы.
Вопрос о том, кому посвящено это произведение, не имеет точного ответа. Скорее всего, это собирательный образ, в котором поэт отразил себя и всех людей, знающих цену свободе, и именно им посвятил эти строки.
Тема
Тема стихотворения – борьба за свободу. Несчастный узник сидит «за решеткой в темнице сырой», и наблюдает за орлом, который так же, как и он, больше всего ценит волю.
Главная мысль «Узника» состоит в том, что человека никто и ничто не может ограничить, если он хочет освободиться и борется за справедливость. Здесь можно провести параллель с жизнью самого Пушкина, который, несмотря на ссылку, жесткую цензуру и постоянные попытки власти подавить его свободолюбие, продолжает писать. Лирический герой осознает, что пришло время, и нельзя более находиться под замком, что хорошо отражает смысл слов: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!».
Композиция
Стихотворение состоит из трех четверостиший, которые представляют собой три части. Первая – тоскливая картина: тюрьма, решетка, несчастный пленник и гордая птица, клюющая свою пищу. Во второй тоска развевается, орел зовет лирического героя сбежать, освободиться. И третья часть – это отражение полной уверенности в том, что оставить ненавистное заточение можно, что там героев ждут горы и море, ветер и свобода.
Жанр
Жанр стиха – лирический. Многие ученые склонны относить «Узника» к числу романтических произведений, с которыми его объединяет порыв, неприятие рамок и ограничений. По мере прочтения строк рисуется картина, характерная для романтизма .
После того, как чувства любви Чацкого были разбиты, он решает покинуть социум Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных. Он считается себя полностью отверженным, поэтому уезжает на карете из Москвы скорейшим делом, уезжает со словами:
"<span>Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, </span>
<span>Где оскорбленному есть чувству уголок!.."
Уезжает уже было навсегда. Но утром, проснувшись и вспомнив о произошедшим ужине, Чацкий не может сдержать слез и </span>требует позвать к себе Молчалина. В это время Фамусов гневается на Александра, ведь теперь он будет "опозорен" перед высшим обществом. Теперь в разговор вмешивается Молчалин, сказав о том, что никто сцену с Софьей Павловной не видел кроме слуг, а они-то не разболтают. Теперь Александр Чацкий весел, ведь его репутация спасена.
Вита́лий Валенти́нович Биа́нки (30 января (11 февраля) 1894, Санкт-Петербург — 10 июня 1959, Ленинград — советский писатель, автор многих произведений для детей.Его отец — Валентин Львович Бианки (1857—1920) — был учёным и работал в орнитологическом отделении Зоологического музея Академии наук. Известно, что род Бианки в России появился в начале XIX века. Одна ветвь рода имела итало-швейцарские корни, другая — немецкие. Прадед Виталия был известным оперным певцом. Перед турне по Италии по просьбе своего импресарио поменял немецкую фамилию Вайс (нем. weiß означает белый) на Бианки (итальянское bianco тоже означает белый).[3]
Поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петроградского университета.
В молодости играл в футбольных командах Санкт-Петербурга в играх чемпионата города[4]. Выступал за клубы «Петровский» (1911 год), «Нева» (1912), «Унитас» (1913—1915, 1916 весна). Обладатель Весеннего кубка Санкт-Петербурга 1913 года.
Хораша прыбралася
ВОСЕНЬ верасневая.
У бярозки-модницы
Сукеначка новая.
Тонкия рабиначки
Пад ветрам схиляюцца,
Ягадныя гроначки
Сокам заливаюцца.
Макавинка клена
Чырвона-,барвовая...
Так вось апранаецца
ВОСЕНЬ верасневая.