И что??? в чём суть???за тебя прочитать???
Повесть «Бедные люди» — первое крупное произведение
Ф. М. Достоевского. Оно имеет необычную композицию — состоит из писем героев: бедного чиновника Макара Девушкина и его дальней родственницы Вареньки Доброселовой.
Эти одинокие и несчастные люди раскрывают душу, находя друг в друге поддержку и опору. В пятидесяти пяти письмах, написанных героями, раскрывается история их жизни и их души.
Жизнь семнадцатилетней Вареньки — «женский вариант» горькой судьбы «маленького человека». В свои юные годы она осталась полной сиротой, единственной защитой которой является Макар Алексеевич. И этот человек заботится о Варе как может — снимает для нее квартиру, тратя на это все свои скудные заработки. Девушка прекрасно понимает, каких усилий это стоит Девушкину и ругает его за «расточительство». Однако Макар непреклонен, ведь эта забота — единственная возможность для него почувствовать свою значимость, получить душевное тепло.
Да и Варе не хватает общения — она ни с кем не дружит, кроме Макара. Поэтому девушка приглашает его почаще заходить в гости, но Девушкин опасается пересудов. Получается, что героям остается лишь переписка, хотя они соседствуют.
Варенька живет тем, что берет шитье на дом. Все ее дни проходят чрезвычайно однообразно, спасает лишь любовь к чтению. Постепенно мы узнаем всю историю жизни этой девушки. Она панически боится своей дальней родственницы Анны Федоровны и помещика Быкова, боится до такой степени, что заболевает и месяц лежит в беспамятстве.
В чем причина ее страхов? После выздоровления девушка шлет Макару записки с горькой историей ее жизни. Варя выросла в деревне, в счастливой и любящей семье. Но несчастье — отец потерял работу — вынудило их приехать в Петербург, который девушке сразу не понравился: «гнилой», «сердитый», «тоскливый». Вскоре отец героини умер, и она с матерью осталась без средств к существованию. Осиротевших женщин приютила родственница Анна Федоровна. Вначале эта женщина вела себя как истинная благодетельница, но вскоре начала попрекать мать Вари «куском хлеба», хотя та работала не покладая рук.
В доме у Анны Федоровны Варенька сближается с бывшим студентом Петром Покровским. Молодые люди много времени проводят вместе, Петр прививает героине любовь к чтению, развивает ее вкус. Но вскоре Покровский умирает от чахотки, вслед за ним в могилу сходит и мать Вари. Сердобольная Анна Федоровна продает четырнадцатилетнюю девушку помещику Быкову, который обесчещивает ее.
Но это все в прошлом. Теперь Варя живет на квартире, подрабатывает шитьем, но денег все равно катастрофически не хватает. Единственная отрада — Макар Девушкин, но Варя прекрасно понимает, что этот человек выбивается из сил, ради нее отрывает от себя последнее. Кроме того, от отчаянья, страдая, Девушкин пускается в запои, что приносит Варе дополнительные душевные муки.
Героиня, больная, хочет устроиться на работу гувернанткой, но Девушкин отговаривает ее. Несколько месяцев пролетают спокойно и радостно — герои несколько раз встречаются, гуляют, беседуют о литературе. Это общение вдохновляло их, давало стимул к жизни и к борьбе за существование.
Но эта безмятежность вскоре закончилась. В один «прекрасный» день Вареньку посетил офицер с «непристойным предложением». Вскоре к ней приходит еще один человек с подобными намерениями. Варя знает, что это происки Анны Федоровны, которая и сама грозилась навестить девушку. Героиня в панике собирается переезжать, чтобы спастись от своей мучительницы, но опять заболевает. На это раз еще серьезнее, чем прежде, — теперь она не в состоянии даже шить.
Но внезапно к девушке приходит «спасение» в лице ее мучителя — помещика Быкова. Этот человек делает Варе предложение руки и сердца. Девушка изначально знает, что никаких чувств помещик к ней не испытывает: он просто намерен лишить наследства своего племянника, родив собственных детей. Таким образом, Варенька ему нужна лишь как «производительная машина». Это унижение для героини (впрочем, как и для любой женщины), но Варя соглашается на него. Ей, всю жизнь испытывавшей лишь унижения и обиды, к этому не привыкать. Девушка сознательно идет на этот брак, хотя и понимает, что ее «сердечку там будет холодно».
Роман завершается душевным «воплем», криком отчаянья Девушкина: «По какому праву» разрушают «жизнь человеческую»?" Я думаю, это слова самого Достоевского, относящиеся, в равной степени, как к судьбе Макара, так и к судьбе Вари. Оба этих героя — «маленькие люди». Недаром в повести фигурируют «Станционный смотритель» Пушкина и «Шинель» Гоголя — классические образцы произведений о горькой судьбе таких людей.
Достоевский показывает, что «маленький человек» бесправен и унижаем, на него сыпятся все превратности судьбы, и некому этого человека защитить. Он обречен быть несчастным с момента своего рождения. Судьба Вари Доброселовой — прямое тому подтверждение.
В.Г.Белинский писал: «г.Гоголь-поэт, поэт жизни действительной...» И жизнь эта, отраженная Гоголем в своих произведениях, до сих пор актуальна, несмотря на два столетия, разделяющих современного читателя с писателем. Но нельзя сказать, что время смогло разделить читателя с писателем, потому что, читая произведения Н.В.Гоголя, читатель погружается в мир героев, так умело созданный мир, в котором есть все и все! Здесь есть и быт, и люди, и жизнь, и смерть... И все это так близко читателю, оно входит в душу, заставляя забыть о времени, расстоянии, проблемах. Забывая все, читатель погружается в другое время, место, он думает о других проблемах и людях. Вы все еще не верите этому? Напрасно... Лучший ключ для постижения мира Гоголя - его произведения. Вам хватит нескольких страниц, чтобы понять, что автор украл Вас в перманентный мир иного, но реального.
В.Г.Белинский отмечал: «Совершенная истина жизни в повестях Гоголя тесно соединяется с простотою вымысла». Гоголь не льстит жизни, но и не клевещет на нее: он рад выставить наружу все, что есть в ней прекрасного, человеческого, и в то же время не скрывает и ее безобразия. Он верен жизни до последней степени. Именно поэтому читатель окунается с головой в происходящее действие картины, нарисованной автором так четко, так реалистично, подмечая все детали, интересующие не только пытливый взор автора, но и читателя.
Гоголь писал: «Чем предмет обыкновеннее, тем выше нужно быть поэту, чтобы извлечь из него необыкновенное и чтобы это необыкновенное было, между прочим, совершенная истина». Именно этому утверждению подчинены повести «Шинель», «Записки сумасшедшего», комедия «Ревизор» и многие другие произведения.
Остановим внимание на «Записках сумасшедшего», которые были охарактеризованы Белинским как «уродливый гротеск, странная, прихотливая греза художника, добродушная насмешка над жизнью и человеком, жалкой жизнью, жалким человеком, карикатуру, в которой такая бездна философии». В этом произведении читатель может смеяться над поступками главного героя, но может и плакать над апогеем действия. Но у героя такие же чувства, что и у любого человека: недовольство работой и начальством, обществом, безответная влюбленность, мечты, поступки, готовые перевернуть горы для любимой... Но не горы были перевернуты, а собственный разум героя. Нам жаль героя, наша горечь заполняет нас, и автор удерживает это состояние долго... Каждая страница, строчка и слово ужасают все больше, по разве эти страницы и строки не есть «совершенная истина» Гоголя?
<span>Еще одним ярким примером современности творчества писателя может служить произведение «Вечера на хуторе близ Диканьки». В этом произведении автор сплел фантастическое и реальное в одно целое, но не все так просто: фантастика Гоголя своеобразна и не выходит за границы реального.</span>