Основным занятием древних китайцев являлось земледелие. Оно было общинным с соответственным экономическим значением древней патриархальной семьи. В Китае возделывали просо, пшеницу, сорго, рис. Сельскохозяйственные орудия- мотыга и первобытный плуг, применявшиеся в земледелии, были примитивны. Преобладала подсечная система земледелия, для ведения которой необходимым условием было искусственное орошение.
Ремесленник, занимавшиеся обработкой камня, изготавливали из него ножи, полированные топоры, сосуды, наконечники для стрел, статуэтки, украшения. Металл (бронза) использовался для изготовления оружия и церемониальных сосудов. Высокого уровня развития достиг деревоотделочный промысел. Из различных древесных пород сооружали дома, дворцы, храмы, изготовляли суда, колесницы, луки, стрелы. В гончарном ремесле применялся гончарный круг. Издавна известное в Китае шелководство способствовало развитию текстильного шелкоткацкого ремесла, изготовлению дорогих и тонких тканей.Главным источником рабства были войны. Труд рабов применялся для строительства ирригационных сооружений, в земледелии, на горных разработках, в торговле (носильщики).
1. Живопись.
Русские художники создают выдающиеся произведения в духе академизма. Представители академической школы: А.Ф.Бруни ("Медный змий"), К.П.Брюллов ("Итальянский полдень", "Последний день Помпеи", "Всадница", "Автопортрет").
Одновременно происходит отход от академизма.Представители неакадемического направления: А.Г.Венецианов, создал серию картин, изображающих сельский быт ("Гумно", "На пашне", "На жатве"); П,А.Федотов ("Сватовство майора", "Вдовушка").
Художники-портретисты - О.А.Кипренский и В.А.Тропинин. Тропинин ("Кружевница", "Гитарист").
А.А.Иванов, создал знаменитое полотно "Явление Христа народу".
2.Архитектура.
Прочные позиции занимал классицизм. разновидностью классицизма являлся ампир - стиль, для которого характерны монументальные формы и богатый декор. В этом стиле возводили в основном здания общественного назначения.
Представители классицизма в русской архитектуре: в Петербурге - А.Н.Воронихин (Горный институт, Казанский собор), А.Д.Захаров (Адмиралтейство, собор в Кронштадте), К.Росси (здание Сената и Синода, Михайловский дворец); в Москве - О.И.Бове (торговые ряды на Красной площади, здание Большого и Малого театров, здание Манежа, Д.Жилярди (дом Луниных).
40-50-е гг. кпадок классицизма в русск. архитектуре. В моду входит псевдорусский стиль, псевдоготика, возникает интерес к византийскому стилю.
Происходит смешение стилей (электика).Представитель этого стиля - К.А.Тон (Большой дворец. храм Христа Спасителя, оружейная палата в Кремле).
3.Театр и музыка.
Появились 2 труппы:драматическая (Малый театр) и оперно-балетная (Большой)
В петербурге в 1832г. открылся Александринский театр. В провинции - крепостные театры.
На сцене русского театра классицизм сменился романтизмом.(актер Малого театра П.С.Мочалов).В Малом театре играл актер М.С.Щепкин.
Музыкальные жанры - камерные произведения (романсы А.А.Алябьева, А.Е.Варламова, А.Л.Гурилева) и опера (К.А.Кавоса "Иван Сусанин", А.Н.Верстовского"Аскольдова могила". А.С.Даргомыжский создает новые жанры: народно-бытовую музыкальную драму ("Русалка"), сатирико-комическую оперу ("Титулярный советник").
4.Просвещение и наука.
Было 6 университетов(Московский, киевский, Харьковский, Дерптский, Казанский, Петербургский).Во главе всей учебной системы находилось Министерство народного просвещения.
Важнейшими научными центрами России были Академия наук и университеты.
Ученые: в математике -Н.И.Лобачевский,П.Л.Чебышев; в физике - В.В.ПетровЭ.Х.Ленц; в медицине - Н.И.Пирогов, К.М.Бэр.