После Смуты место России в системе европейских политических и экономических связей стало во многом иным.
<span>Геополитические основы сохранялись, да силы и военный потенциал страны были совсем другими. Южная граница, к примеру, была просто распахнута. Долгие годы насилий и грабежей, олицетворявшихся во многом с действиями иноземных войск, не могли не усилить ксенофобии в русском обществе. </span>
<span>Опыт Смуты во многом влиял на способы и формы контактов. Обособление по конфессиональным мотивам также усилилось и притом весьма чувствительно. В сношениях с рядом государств (прежде всего с Империей и ее союзниками) наступил вообще длительный перерыв. </span>
<span>В Европе, расколовшейся в канун Тридцатилетней войны на два лагеря, Россия естественным ходом событий была вовлечена в антигабсбургскую коалицию. Но в рамках этого лагеря она оказалась на его периферии. Потребовалась половина столетия, чтобы преодолеть самые негативные последствия Смуты в международном положении России, но только при Петре I был решен балтийский вопрос. </span>
<span>В экономическом плане Смута была долговременным, мощным откатом назад и деревни, и города. Мерзость запустения — это словосочетание было буквально приложимо к огромным областям страны. Минимально необходимые средства извлекались из податного люда (и не только из него) тяжелейшими экстраординарными платежами. Ряд сборов стал вноситься в натуре. То, что было с налогами, с поступлениями в казну, с хозяйством вообще в середине XVI в. , могло почитаться в конце Смуты недостижимым идеалом. В целом, более или менее реальное восстановление аграрного производства произошло в середине — третьей четверти XVII в.</span>
Стимулом завоевательных походов у арабов в Средней Азии были рабы, а успехам мусульманской миссии содействовали разногласия среди местных правителей. Политическая раздробленность поликонфессионального общества не выстояла против единой веры арабов, убежденных в справедливости распространения ислама с оружием в руках (джихад) . Согдийцы, как и пришедшие на помощь тюрки, пытались объединенными силами остановить экспансию иноземцев.
В VII-VIII вв. Танский Китай претендовал на часть Туркестана. Окончательные претензии западных и восточных агрессоров разрешила Таласская битва (751 г. ) между арабами и китайцами. На пятый день жестокой битвы на р. Талас, взяв огромное количество пленных и богатую добычу, арабы одержали победу. Китайцы потеряли всякую надежду вернуть политическое и культурное влияние на жизнь Средней Азии, а согдийцы - последнюю надежду на свое политическое возрождение.
Следует отметить, что дальше Таласа в Семиречье арабы не продвинулись, не повлияла победа арабов и на веру населения Таласа, поскольку ни в одном некрополе того времени не обнаружено захоронения с подбоем. Распространение ислама, навязанного силой, происходило с трудом. Только его свойство адаптироваться к местным верованиям, способность впитывать домусульманскую архаику, постепенно приносили свои результаты.
Такие мирные средства, как торговля, миссионерские проповеди, экономические меры приносили гораздо больше пользы, нежели насилие. Например, от подушного налога на немусульман (джизью) освобождался в Средней Азии тот, кто подвергся обрезанию. А те, кто по приказу Кутейбы ибн Муслима посещали пятничную молитву в соборной мечети, получали по два дихрема (серебряные монеты) . Это привлекало неимущую часть населения, а богатых дехкан ислам освобождал от налогов.
<span>Особенно быстро обращались в ислам купцы: арабы поощряли караванную торговлю различными способами. Эта дальновидная политика способствовала тому, что мусульманские купцы вскоре стали многочисленнее других. Почти во всех городах по караванным маршрутам возвышались соборные мечети, обслуживая купцов, миссионеров</span>
Джолитти стремился расширить социальную базу буржуазного режима в Италии. Путём либеральных реформ и некоторых уступок рабочим [государственное страхование, легализация рабочих организаций и признание права рабочих на стачки (1901) и др.] пытался смягчить остроту классовых противоречий в Италии. Неоднократно приглашал в своё правительство реформистских лидеров социалистической партии. В то же время правительство Джолитти жестоко подавляло крестьянское движение на Юге Италии, увеличило военные расходы, развязало захватническую войну с Турцией (1911-1912). В 1912 Джолитти провёл широкую избирательную реформу. В 1913 в ходе выборов (по новому избирательному закону) либералы вступили в союз с клерикалами; цель союза - изолировать социалистов и получить поддержку католических организаций и следовавших за ними крестьян. С начала 1-й мировой войны 1914-18 Джолитти., опасавшийся неблагоприятного исхода войны для Италии, выступил против участия в ней Италии, возглавив лагерь "нейтралистов". В обстановке послевоенного революционного подъёма буржуазия вновь призвала Джолитти к власти. Путём уступок (повышение зарплаты и обещание ввести рабочий контроль на производстве) содействовал срыву движения за занятие предприятий (сентябрь 1920). Джолитти одобрил приход фашистов к власти (1922), поддерживал фашистское правительство Б. Муссолини, однако к ноябрю 1924 перешёл в оппозицию. В 1928 выступил против фашистского закона, упразднявшего парламентский режим.
Джолидти, Джованни (1842-1928) - итальянский государственный деятель. По образованию юрист. Джолидти начал политическую деятельность в 1882 году в качестве депутата парламента. В 1889-1890 годы был министром финансов, а в 1892-1893 годы премьером. Снова вступив в правительство в 1901 в качестве министра внутренних дел, Джолидти в течение 15 лет был фактическим руководителем внутренней и внешней политики Италии (Джолидти был премьером в 1903-1904, 1904-1905, 1906-1909 и 1911-1914).
Учитывая относительную слабость Италии по сравнению с другими великими державами, Джолидти стремился обеспечить ей самостоятельное место тактикой лавирования между конкурирующими блоками великих держав. В 1901 году он взял курс на сближение Италии сначала с Францией (дружественные визиты, соглашение по вопросу о Тунисе), затем с Россией (свидание в Раккониджи), не порывая в то же время с Тройственным союзом. Таким путём Джолидти удалось достичь осуществления некоторых из целей, которые он себе ставил в области внешней политики: укрепление позиций Италии на Балканах, завоевание Триполи и Киренаики, захват островов Додеканеза. В начале первой мировой войны Джолидти настаивал на нейтралитете Италии, но безуспешно, что и заставило его на время удалиться от политической деятельности. После поражения при Капоретто Джолидти выступило призывом к энергичной обороне. Именно это и его критика Версальского мира возвратили ему на короткое время популярность. В июле 1920 года Джолидти составил свой последний кабинет, подготовивший почву для захвата власти фашистами в октябре 1922 года. В этот период Джолидти закрепил позиции Италии на Балканах Раппальским договором 1920 года (см. ниже) с Югославией. После выхода в отставку в июле 1921 года Джолидти отошёл от политической деятельности. Вернувшись в палату депутатов в 1924 году, Джолидти демонстративно покинул её в знак протеста против убийства Маттеоти. Последние годы своей жизни Джолидти был одним из лидеров так и не оформившейся оппозиции фашизму со стороны старых буржуазных либералов.