Владимир Суздаль
Рязань
Москва
Казельск
Тверь
Галич
Киев
Полча Нигов
и немного Волжской Булгарии
Название "Некто 1917" - не эвфемизм для взрывного слова "революция", а цитата из Велимира Хлебникова: в 1912 году первый "председатель Земного шара", делая таблицу падения империй разных времен и народов, закончил ее как раз таинственным указанием на грядущий 1917-й. В названии прочитывается желание начать разговор об историческом событии с чистого листа; отряхнуть со своих ног как прах концепций Октября советских времен, так и постсоветского подхода.
Тут не сыскать ни одного портрета Ленина, Троцкого, Сталина, Зиновьева или Каменева... Ленин после разгрома июльского прятался от полиции и едва ли имел желание позировать кому-то - поэтому своими "пятнадцатью минутами славы" наслаждался Керенский: отсюда два его портрета, написанные Ильей Репиным и его учеником Исааком Бродским.
В 1917 году Репин пишет картину "Большевики", больше напоминающую карикатуру. Кустодиев изображает победителей в виде великана-богатыря, высящегося над массой "людишек" толпы. Великана этого за Франкенштейна, конечно, не примешь, но ощущение угрозы от него остается.
Если спросить, о чем же выставка, то неужто о том, как художники "слона и не приметили"?
Тема провидения (кстати, заданная цитатой из Хлебникова) на выставке не звучит даже в разделе, посвященном утопиям авангарда. Супрематические композиции Малевича предоставили по такому случаю лондонская Тейт Галерея и немецкий Музей Людвига, картины Марка Шагала привезли из Центра Жоржа Помпиду и Музея-квартиры И.И. Бродского, "французистый" автопортрет Роберта Фалька и скульптурный Натана Альтмана - из коллекций самой Третьяковской галереи...
В названии выставки есть цифры - но она "не к дате". Перед нами история вовсе не о том, как художники слушали "музыку революции"; и не стоит искать актуальность в модернистских произведениях . Скорее, это история не о ликах - а о быстро сменяемых личинах и масках времени. И в этом смысле - она очень актуальна.
Прямая речь
Не является ли выставка попыткой вернуться к точке отсчета и начать все с чистого листа?
Зельфира Трегулова, директор Третьяковской галереи: В какой-то степени. Существовало несколько подходов. С одной стороны, мифологизированная история Октября, которая к реальности имела мало отношения. С другой - в позднее советское и постсоветское время была попытка представить этот период под тегом "авангард и революция". Супрематизм, прорыв к "беспредметному искусству", осуществленный Малевичем в 1915 году, накладывался на революцию политическую 1917-го. И тот, и другой подход были далеки от объективного, вдумчивого вглядывания в этот год и этот исторический период. Мы сделали выставку, чтобы представить достаточно полную картину того, что происходило в искусстве в 1917 году.
Впечатляет многообразие голосов. Перед нами художники самой разной этической, эстетической и политической позиции. Мне задавали вопрос, почему художники не изображали конкретные события, а занимались глобальными концепциями... Да потому, что ощущали слом эпох и пытались его осмыслить. Мы делаем выставку, пытаясь из нашего 2017 года спокойно посмотреть на это время и не вставать на сторону той или иной партии.
Политической?
Зельфира Трегулова, директор Третьяковской галереи: Нет, художественной. В тот момент дискуссии о путях развития искусства носили очень жесткий характер. Мне кажется, нам удалось увидеть этого "некто 1917", не идя на поводу у своих художественных предпочтений. Именно поэтому нам было важно продемонстрировать, что для художников "сиюминутные" события истории были менее значимы, чем желание воплотить свое ощущение момента, эпохи - через сложные общие категории и понятия. У каждого они были свои. У одних миф о народе, у других - утопия авангарда, третьи стремились прочь от реальности, создавая утонченные эстетские произведения. Кто-то запечатлевал реальность города, противопоставляемого идиллически изображаемой деревни. В то же время Борис Григорьев, вглядываясь в народ, работает над "Ликами России", которые прочитываются как "подтекст" революции. Художники не могли предвидеть трагические последствия того, что происходило на их глазах. Но многие из них, вне зависимости от того, работали ли они в рамках фигуративного искусства или открывали новые пути в искусстве беспредметном, ощущали слом эпох.
В наследие от своих предшественников Пётр I получил служилое сословие<span> сильно расшатанным и не похожим на тот служилый класс, который знала под этим названием эпоха расцвета </span>Русского государства. Но Петру I Алексеевичу досталось от его предков на разрешение всё та же великая государственная задача, над которой вот уже два века трудились люди Московского государства — «собирание русских земель<span>», потерянных от агрессии соседей Руси. Территория государства должна была войти в свои естественные границы, огромное пространство, занятое самостоятельной политически </span>народностью<span>, должна была иметь выход к морям — </span>Русскому<span> и </span>Балтийскому<span>. Этого требовали и состояние хозяйства страны, и интересы всё той же безопасности. В качестве исполнителей этой задачи предшествующие эпохи дали ему в руки класс людей, исторически воспитывавшихся в труде над задачей собирания всей Руси. Этот класс попал в руки Петра Алексеевич не только готовым к тем усовершенствованиям, которая давно требовала жизнь, но уже и приспосабливающимся к тем новым приёмам борьбы, с которыми Пётр I начал кампании. Старая задача и старое знакомое дело разрешения её — война — не оставляли ни времени, ни возможности, ни даже надобности, поскольку последнюю исторически можно принимать, много заботиться о новшествах, новом устройстве и новом назначении служилого класса. По существу при Петре I продолжали развиваться те же начала в </span>сословии<span>.</span>
Рюрик - 862-879
олег вещий- 882-912
игорь старый - 912-945
ольга святая - 945-966
святослав воитель - 966-972
ярополк 1 -972-980
владимир святой - 980-1015
святополк окаянный - 1015-1019
ярослав мудрый - 1019-1054
далее идут междоусобицы - период феодальной раздробленности(пишу основных)
владимир мономах - 1113-1125
юрий долгорукий - 1155-1157
андрей боголюбский - 1169-1174
всеволод большое гнездо - 1176-1212
константин всеволодович добрый - 1216-1218
александр невский - 1252-1263
юрий данилович - 1317-1322
михаил ярославович святой тверской - 1305-1317
александр михайлович тверской - 1326-1327
иван 1 калита - 1328-1340
семен гордый - 1340-1353
дмитрий донской - 1368-1389
василий 2 темный - 1432-1446(1447-1462)
иван 3 васильевич - 1462-1505
василий 3 - 1505-1533
иван васильевич грозный - 1533-1584 (1547-1584)
федор иванович блаженный - 1584-1587
на этом заканчивается династия рюриковичей
борис годунов -1587-1605
лжедмитрий 1 - 1605-1606
василий шуйский - 1606-1610
1610 - семибоярщина
династия романовых с 1613
михаил федорович романов (кроткий) 1613-1645
алексей михайлович - 1645-1676
федор 3 - 1676-1682
иван 5 - 1682-1696
петр 1 великий- 1682-1725
екатерина 1 - 1725-1727
петр 2 - 1727-1730
анна иоановна - 1730-1740
иван антонович - 1740-1741
елизавета петровна - 1741-1762
петр 3 - 1662-1762
екатерина 2 великая -1762-1796
павел 1 - 1796-1801
александр 1 - 1801-1825
николай 1 - 1825-1855
александр 2 - 1855-1881
александр 3 - 1881-1894
николай 2 - 1894-1917
конец царской власти
владимир ильич ульянов(ленин) - 1917-1923
Расти́тельность (расти́тельный покро́в) — совокупность фитоценозов определённой территории или всей Земли в целом. В отличие от флоры, которая характеризуется только видовым составом, растительность характеризуется и видовым составом, и численностью особей (причём как в отдельных растительных таксонах, так и в целом для рассматриваемой территории), и особенностями сочетания представителей различных растительных таксонов, и экологическими связями между ними.
Растительность — предмет изучения двух наук: геоботаники и экологии.