Мора́ль (<u>латю</u> moralitas, термин введён <u>циценором</u> от лат<u>.</u> mores — общепринятые традиции, негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном,добре и <u>зле</u>, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Иногда термин употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его части, например: христианская мораль,<u>буржуазная </u>мораль и т. д. В русском языке мораль и <u>нравственность</u> — тесно связанные понятия, часто считающиеся синонимичными однако термин нравственность применяется для обозначения внутренних принципов человека, которыми он руководствуется, а мораль — для общественных взглядов. Мораль изучает отдельная дисциплина — <u>этика.
</u><span>Моралью (или нравственностью) называют принятую в обществе систему норм, идеалов, принципов и ее выражение в реальной жизни людей.
</span><span>Мораль изучает специальная философская наука — этика.
</span><span>Мораль в целом проявляет себя в осмыслении противоположности добра и зла.<span> Добро</span> понимается как важнейшая личная и общественная ценность и соотносится с влечением человека к поддержанию единства межличностных связей и достижению нравственного совершенства. Добро есть стремление к гармоничной целостности как в отношениях между людьми, так и во внутреннем мире личности. Если добро — созидательно, то<span> зло</span> — это все, что разрушает межличностные связи и разлагает внутренний мир человека.
</span><span>Все нормы, идеалы, предписания морали ставят своей целью поддержание добра и отвлечение человека от зла. Когда человек осознает требования поддержания добра как свою личную задачу, можно говорить, что он осознает свой<span> долг -</span>обязательства перед обществом. Исполнение долга контролируется внешним образом — общественным мнением и внутренним образом — совестью. Таким образом,<span> совесть</span> есть личное осознание своего долга.
</span><span>Человек свободен в моральной деятельности — он волен выбрать или не выбрать путь следования требованиям долга. Эта свобода человека, его способность выбирать между добром и злом называется<span> моральным выбором.</span> На практике моральный выбор — нелегкая задача: часто очень трудно сделать выбор между долгом и личными склонностями (например, пожертвовать деньги в детский дом). Еще сложнее становится выбор, если разные виды долга противоречат друг другу (так, врач должен спасти жизнь больного и избавить его от боли; иногда то и другое несовместимо). За последствия морального выбора человек отвечает перед обществом и перед самим собой (своей совестью).
</span>Суммируя эти особенности морали, можно выделить следующие ее функции:оценочную - рассмотрение поступков в координатах добра и зла(как хороших, плохих, нравственных или безнравственных);регулятивную — установление норм, принципов, правил поведения;контролирующую - контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/или совести самого человека;интегрирующую - поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека;воспитательную — формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора.<span>Из определения морали и ее функций вытекает важное отличие этики от других наук. Если любая наука интересуется тем, что<span> есть</span> в реальности, то этика — тем, что<span> должно быть. </span>Большинство научных рассуждений<span> описывает факты </span>(например, «Вода кипит при 100 градусах Цельсия»), а этика<span> предписывает нормы</span> или<span> оценивает поступки </span>(например, «Ты должен исполнить обещание» или «Предательство — это зло»).</span><u>
</u>
Камунальные услуги
Минимальное колличество денег в день
лекарства для бабушки
учебники для сына
и много чего можно ещё приписать
Правда и ложь о религиозных свободах в России
Стенограмма пресс-конференции "Правда и ложь о религиозных свободах в России", прошедшей 15 декабря 2005 г. в РИА "Новости". В пресс-конференции приняли участие философ Виталий Аверьянов, пресс-секретарь СПГ Кирилл Фролов, священник Олег Стеняев, глава Братства Иоанна Предтечи Яков Погребняк
ВЕДУЩИЙ: Добрый день, коллеги. Мы начинаем пресс-конференцию на тему "Правда и ложь о религиозных свободах в России". Я представлю наших участников: философ Виталий Владимирович Аверьянов, пресс-секретарь Союза православных граждан Кирилл Александрович Фролов, руководитель братства Иоанна Предтечи Яков Яковлевич Погребняк. И у нас заявлен священник Олег Стеняев. Мы ждем его позже.
<span>Сегодня участники пресс-конференции готовы обсудить такие актуальные темы, как попытки запретить преподавания "Основ православной культуры в школе", что стоит за критическими нападками ряда радикальных исламских организаций на государственную символику России, "зачем и есть ли причины поддерживать США тоталитарные секты в нашей стране. Так же у нас стоит очень актуальная тема – это закрытие действующего Храма в Сокольниках. Мы начнем с Вас, Кирилл Александрович, с первого вопроса: в чем заключается протест против преподавания такого предмета, как "Основы православной культуры в школе".</span>