Еще весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Еще овраги полны снега,
Еще зарей гремит телега
На замороженном пути.
Едва лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте,
Сквозя, березник чуть желтеет,
И соловей еще не смеет
Запеть в смородинном кусте.
Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролетных журавлях,
И, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.
В рассказе «Бежин луг» русская природа описана И. С. Тургеневым так подробно и правдоподобно, как ни в одном другом произведении, до этого нами прочитанном. Сразу чувствуется, что автор составлял описание не по картине, не из прочитанного им, а из наблюдений реальной жизни. Он, без сомнения, великий поклонник прогулок по лесам, полям, в любую погоду и в любое время суток и, наверняка, в Одиночестве. Иначе вряд ли он смог бы подметить в природе все до мелочей. Рассказ начинается с описания июльского дня. Только на удивление наблюдательный человек способен найти различия в цвете утренней зари и солнца. В моем представлении солнце желтое. Оно еще может быть ярким или не очень. У Тургенева же оно «не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно-лучезарное». Цвет небосклона у автора «легкий, бледно-лиловый». А облака, про которые мы чаще всего говорим, что они есть или нет на небе, у автора словно живые, и все такие разные. От его острого глаза не укрывается ни одно изменение в форме и цвете облаков. Автор подметил даже закономерность, с которой они появляются на небе: «Около полудня обыкновенно появляется множество круглых, высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями…» Запахи летнего воздуха автор передает с такой точностью, что кажется, будто на самом деле чувствуешь их. Сразу вспоминается лето и то, как мы с бабушкой, голодные, уставшие, возвращаемся с поля, а вокруг — спелые колосья пшеницы. Читаешь описание летней ночи у костра с крестьянскими ребятишками, и сам начинаешь ощущать свежесть ночной прохлады. Вместе с автором чувствуешь «сырую свежесть позднего вечера», до того мастерски написан рассказ. И теплота ночи, и свежесть раннего утра, и закат, и восход, и холмы, и поля, и равнины — во всем чувствуется уникальный талант писателя. А еще — сыновняя любовь его к неброской красоте родного края.
Стихотворение написано 13 апреля 1835 года. "Туча" целиком выдержано в духе русского романтизма. Оно относится к жанру пейзажной лирике. Произведение построено на антитезе: недавняя буря противопоставляется наступившему покою.
Композиционно стихотворение можно разделить на 3 части по количеству строф. В первом четверостишие автор обращается к туче, которая, по его мнению, наводит уныние на ясный день. Вторая строфа повествует о прошедшей бури. В третье части туча исчезает. Образ тучи типичен для романтической поэзии. Он символизирует тревогу, печаль.
Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием с парным чередование мужских и женских рифм.
Поэт использует много эпитетов. Одни описывают непогоду : унылая тень, таинственный гром, рассеянная буря. Другие эпитеты дают характеристику состоянию покоя, который установился после бури - ясная лазурь, успокоенные небеса, ликующий день. Более четверти слов в стихотворении являются глаголами.
Пушкин очеловечивает природу, используя олицетворения: молния обвивала, буря промчалась, ветер гонит, земля освежилась. Повторное обращение к туче "одна ты" подчеркивает её неуместность и одновременно одушевляет главный персонаж.
Вторая строфа содержит много звуков "о" и "а", "р" и "г". Они имитируют раскаты грома и шум бури. В третьей строфе - звуки "с" и "л" создают атмосферу свежести и покоя.
НЕ имеет множественного числа, т.к. неисчисляемое!