1 <span>1
</span>-Не смейся, не смейся, батьку! - сказал наконец старший из них.
<span><span>2
</span> -- Э, э, э! что же это вы, хлопцы, так притихли? -- сказал
наконец Бульба</span><span><span>3
</span> -- Здравствуй! Что, во Христа веруешь?</span><span><span>4
</span>"Он хорошо говорит", -- подумал Бульба.</span><span><span>5
</span> -- И это добрый -- враг
бы не взял его! -- вояка!</span><span><span>6
</span> -- Скоро нам будет видно, -- сказала проводница, -- мы
подходим к месту</span><span><span>7
</span> -- Постой, батько!</span><span><span>8
</span> -- Много между нами есть
старших и советом умнейших, но коли меня почтили, то мой совет: не терять,
товарищи, времени и гнаться за татарином.</span><span><span>9
</span> "А вот есть
же!" -- сказал и выступил вперед Мосий Шило.</span><span><span>10 </span> -- Долго же я
спал! -- сказал Тарас,</span><span><span>11 </span> -- О, не можно любезный пан, не можно! -- сказал со вздохом
Янкель</span><span><span>12 </span> <span>-- А коли за мною, так за мною же! -- сказал Тарас</span></span>
Великий русский живописец Илья Ефимович Репин в своих картинах обличал угнетение народа и показывал его могучие силы и духовную красоту. Он был художником передвижником, любил простой народ и прославлял его в своем творчестве. Его картина "Бурлаки на Волге" проникнута состраданием к трудовому народу. Ее сюжет перекликается со стихами народного заступника Некрасова. Выдь на Волгу: чей стон раздается Над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется — То бурлаки идут бечевой!.. На картине мы видим бредущих по берегу Волги изнуренных непосильным трудом людей. До революции была такая профессия — бурлак. Бесправные люди не в силах были заработать себе на пропитание иным способом. Они подряжались тянуть по воде тяжело груженые баржи, передвигать речные суда вручную, с помощью бечевы и весел. Бурлаками становились главным образом оброчные крестьяне нечерноземных губерний, потому что их края чаще других застигал неурожай и они соглашались на любой заработок, чтобы прокормить свои семьи. Своими выразительными полотнами Илья Ефимович Репин призывал к борьбе с эксплуатацией неимущих и свержению самодержавного строя.
Мёртвых покупает спокойно - конечно, мёртвая! Хотя действительно, во втором томе был план показать возможность возрождения Чичикова, как и Плюшкина, кстати, какопустившихся на самое дно в своей греховности.
Только что-то не получилось у Гоголя воплотить это...
В поэме Сергея Есенина «Пугачев» главный герой предстает перед нами как романтический, трагически лиричный образ. Историческое лицо трансформировалось у Есенина в олицетворение русского бунта, как бы его духовная ипостась. Сам поэт называл Пугачева «почти гениальным человеком» . Герой Есенина осознает, что он избран.
Услышав, что народ ждет пришествия не кого иного, а Петра III, он решает принять его имя, хотя это для него «то же, что в гроб смердящий» .
Больно, больно мне быть Петром,
Когда кровь и душа Емельянова.
Пугачев у Есенина - и дикарь, и светлый ум, и мечтатель, и мятежник. Как говорит Хлопуша, чернь любит Пугачева «за буйство и удаль» . Автор показывает характер своего героя во всей полноте. Поняв, что его предали соратники, Пугачев все равно называет их «дорогими, хорошими» . Это означает прощение. Поэму даже называли «исповедью души Пугачева» . Есенин создал драму одного героя, все остальные персонажи не сопровождают его на протяжении повествования, не выходят за пределы своих глав. В герое Есенина мы видим обреченность, трагическую предопределенность.
В «Капитанской дочке» А. С. Пушкина картина Пугачевского восстания показана как стихийный крестьянский бунт. Пушкин написал свой исторический роман в форме мемуаров. До Пушкина эта тема считалась запретной, и ее изображение было достаточно однобоко. Материалов по восстанию было мало, и Александр Сергеевич сам ездил в Оренбургскую область и записывал свидетельства очевидцев, изучал архивы. Пушкин в своем трактате «История Пугачевского бунта» наиболее объективно отразил все события. Но «Капитанская дочка» , сохраняя принцип историзма как главный, сплетает судьбы вымышленных героев и реальных исторических лиц. В сюжетную линию повести положены реальные события, и автор на примере своих героев показывает судьбу всего народа.
Характер Пугачева раскрывается по ходу повествования. Сначала мы видим его то ли беглым каторжником, то ли пропойцей, «мужичком» в пророческом сне Гринева. Пугачевское восстание несет с собой разрушение и гибель. На военном совете у Пугачева Петрушу поражает песня, которую поют обреченные на виселицу люди. Пушкинский герой решителен, суров и великодушен. Он борется не за себя, а за народ, чтобы облегчить его жизнь. Перед Гриневым он не таится, почти прямо говорит, что он самозванец. Пугачев знает, что совершает государственное преступление, но сознательно идет на жертву во имя людей. Это исторически правдивый образ крестьянского вождя.
Пугачев у Пушкина во многом похож на Пугачева из фольклора, казацких песен и былин. Появление героя во время бурана предвещает бунт. Он безжалостен, но помнит добро, обладает по-царски широкой душой. Основным источником событий прошлого в то время были исторические песни, предания, легенды. В фольклоре Пугачев - царь- избавитель, герой былин, песенный разбойник. Русский народ постоянно складывал легенды о том, что на землю придет истинный царь, настоящий, именно таким и считали Пугачева. Он ассоциируется в фольклоре с «законным царем» Петром Федоровичем, в отличие от Степана Разина. В некоторых преданиях, как заметил исследователь Л. Элиасов, утверждается, что Пугачев был прямым преемником Степана Разина, который лично поручил ему продолжать крестьянское восстание. О Пугачеве народ сложил много легенд. Гора Пугачева, речка Пугачевка, дуб Пугачева на Кленовой горе в Марий Эл, с которого он смотрел, далеко ли до Казани - все это, названное его именем, говорит о нем как о любимце народа.
<span>Итак, Пугачев в литературе и фольклоре разный, герой отвечает требованиям того времени, в которое написано произведение, он зависит от личности автора. Но Пугачев везде — личность незаурядная, загадочная и по-своему благородная.</span>