Характеризовать Хлестакова эта сцена (а точнее - несколько сцен, поскольку процесс "сбора" денег с чиновников начинается в третьем действии и продолжается в нескольких явлениях четвертого) может только как абсолютно беспринципного вруна и пустомелю, обладающего при этом поразительным чутьем на возможность подивиться за чужой счет. Впервые попросив денег у Городничего под предлогом взаймы, Хлестаков быстро смекнул, что раз эта просьба градоначальника не удивила и он ее с видимой готовностью исполнил, то и с остальными чиновниками можно не церемониться. При этом Хлестаков с каждой просьбой наглеет: начав с двухсот рублей, выпрошенных у Городничего, он доходит в итоге до тысячи, запрошенных у Бобчинского и Бобчинского. Причем, последним он уже даже не обещает вернуть долг "из деревни" - просто называет сумму, даже не успев выслушать визитеров. Воистину подтверждается поговорка "аппетит приходит во время еды", только в случае с Хлестаковым она приобретает заметное отрицательное значение.
Поведение Хлестакова с женой и дочерью городничего - один из самых комичных эпизодов в пьесе. Хлестаков к этому времени уже догадался, что его приняли за петербургского ревизора, и сообразил, что вовремя убраться из этого города - наилучший выход для него. Однако врождённая безалаберность толкает его на совершенно ненужные в данный момент заигрывания с женщинами. Это лишний раз подчеркивает ветреность и "пустяшность" его натуры. Хлестаков не может без рисовки, без позерства, причем, делает это совершенно бездумно и бескорыстно, не задумываясь о какой-либо выгоде для себя. Не случайно в сцене заигрывания с Марьей Антоновной в 12 явлении третьего действия Гоголь сопровождает его слова ремаркой "рисуется" - Хлестаков действительно просто рисуется в желании от нечего делать приволокнуться за дочерью городничего
Вконец заигравшись, Хлестаков дважды в течение нескольких минут попадает в двусмысленно положение - когда его, стоящего на коленях перед Марьей Антоновной, обнаруживает вошедшая в комнату ее мать Анна Андреевна, а затем с точностью до наоборот, когда его, коленопреклоненного перед матерью, обнаруживает внезапно вернувшаяся дочь. Однако, привыкший выкручиваться из многих щекотливых ситуаций, Хлестаков выкручивается и на этот раз - он просит у ошеломленных родителей благословения на брак с Марьей Антоновной, хотя буквально через полчаса уже навсегда покидает этот город. Он действует по неизъяснимому наитию пройдохи и пустозвона, и это наитие в очередной раз спасает его согласно поговорке "дуракам везет". Однако покидает город Хлестаков вовсе не в статусе дурака, зато дураками в итоге оказываются все, кто здесь остаются.
Жаль, но современному человеку этот отрывок из комедии Николая Гоголя "Ревизор" совершенно непонятен, зато в начале 20 века нашей эры, любой гимназист первого класса смог бы пояснить, о чем говорил "Городничий".
Все дело в том, что в Российской империи любой награжденный орденом (как гражданский, так и военный) получал право на официальный титул "кавалер", таким образом Гоголь имел ввиду знак ордена. При чем через плечо носили ордена только первой степени.
Таким образом "Городничий" мечтал об ордене первой степени с красной лентой, а таких было не много. Мечтать о голубой ему было даже стыдно , так как скорее всего это был учрежденный Петром I самый высший и самый первый Российский орден Святого Андрея Первозванного:
Причина в том, что его вранью верят, он извлекает пользу из него. От этого Хлестаков распаляется еще больше. Появляется уверенность, что и это очередное вранье примут за правду.
Вошел в азарт, поверил в свою гениальность и оттого не мог уже остановиться.
В начале Хлестаков это сделал с намерением, а потом поймал кураж, вошел в роль, что выйти из нее уже не мог.
В нем это качество было, проявлялось в жизни, конечно, но в новых сложившихся обстоятельствах проявилась с большим размахом.
Потому что все окружение Хлестакова было "запрограммировано" на приезд именно ревизора, который в их провинциальном понимании обязательно должен быть чиновником очень высокого ранга.Это был своеобразный массовый психоз, в результате которого городские чиновники готовы были кого угодно принять за ревизора. И это они сделали Хлестакова важной персоной. Как видно из сюжета, Хлестаков-то сначала невольно сопротивлялся сложившемуся недоразумению, но ему действительно не верили. Тогда он быстро сдался обстоятельствам и поплыл по течению, потому что так было легко и выгодно. Они хотят видеть большого человека из Петербурга?Нате вам, пожалуйста!Прекрасные дамы хотят видеть разносторонне образованную и одаренную личность и выдающегося литератора в том числе?И вам нате!Возьмите!В общем, Хлестаков всем угодил. Угодил даже в том, что принял у чиновников взятки. Они верили, что дают взятки большому человеку, они хотели это сделать - ну и пожалуйста!Нате!То есть, давайте!:). В хрестоматийном изучении этой комедии принято считать, что Хлестаков просто решил пофантазировать про себя, коль позволяла ситуация, блеснуть, так сказать. Да, это в какой-то мере так, но если копнуть глубже, станет ясно, что Хлестаков выставлял себя большой персоной именно в угоду этим господам, потому что по своему мелкому положению и по своей мелкой натуре привык угождать и пресмыкаться перед теми, кто стоит выше его по служебной лестнице.