Басня всегда состоит из двух частей: повествовательной и поучительной. Поучительная часть называется моралью. Повествовательной частью басня сближается со сказками, новеллами, анекдотами; повествовательной частью - с пословицами и сентенциями(нравоучительными изречениями). Герои басниГероями басни могут быть люди, предметы, явления природы, но чаще всего - животные. Они говорят человеческим языком, совершают поступки, свойственные человеку. Понятно, что эта условная ситуация. Истинные герои басни выступают под масками животных, разыгрывают картины человеческой жизни. Таким образом, баснописец прибегает к иносказанию. такой вид иносказания, при котором под видом животных изображаются люди, называется аллегорией.В басне, кроме традиционных персонажей, олицетворяющих человеческие качества, есть еще одно действующие лицо. Это рассказчик, истолкователь смысла рассказанного сюжета, формулирующий моральный вывод, нравоучение. Его образ создается читателем на основе рассказанных сюжетов.Сюжеты басен Сюжеты басен, появившиеся еще в период античности, постоянно обновляются, хотя в массе традиционных сюжетов это не так заметно, как в других жанрах. Лежащие в основе басни случаи, анекдотическая ситуация могут быть и не традиционными, а случайными. Сюжетное стихотворение превращается в басню тогда, когда сюжет обобщается до символа определенных жизненных отношений. Даже переосмысливает его и создает новую интерпретацию.
Борис Пастернак - ИЮЛЬ
По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой.
Везде болтается некстати,
Мешается во все дела,
В халате крадется к кровати,
Срывает скатерть со стола.
Ног у порога не обтерши,
Вбегает в вихре сквозняка
И с занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка.
Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?
Да это наш жилец приезжий,
Наш летний дачник-отпускник.
На весь его недолгий роздых
Мы целый дом ему сдаем.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.
Июль, таскающий в одёже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Всё громко говорящий вслух.
Степной нечесаный растрепа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.
Анализируя это произведение, обращаем внимание на то, что июльский воздух показан как живое существо, то есть содержание всего произведения определяет олицетворение.
Пастернак называет июльский воздух и привиденьем, и домовым, и баловником-невежей, и дачником-отпускником. Кто это — мифическое существо или человек? Что-то в нём есть таинственное, странное. Но в то же время, читая стихотворение, мы понимаем, что у него есть характер, как у человека” ; “Это легкомысленное существо, оно такое подвижное, что просто не может стоять на месте: «везде болтается некстати» , любит таскать пух одуванчиков, вбегает в комнату в вихре сквозняка и взвивается до потолка с занавеской, как с танцоршей. Для него нет никаких границ, преград, так как оно пролезет в любое окно, пролезет, куда захочет” ; “Это весельчак и болтун, «всё громко говорящий вслух» . А ещё это «нечёсаный растрёпа, пропахший липой и травой, ботвой и запахом укропа» . Я вижу перед собой человека, который не считается с правилами приличия, живёт, как ему хочется, постоянно находится на природе — самый настоящий «дачник-отпускник» . Он мне симпатичен, ведь он вольнолюбивый, подвижный, юморной” .
Почему поэт изображает июльский воздух как человека?
<span>1) развёрнутое олицетворение помогает поэту ярче, образнее, точнее описать июльский воздух, его свойства и “повадки”; 2) поэт хочет подчеркнуть сходство природы и человека; 3) поэт при помощи олицетворения выражает свою любовь к июлю, лету, природе в целом; 4) поэт таким образом приближает июльский воздух к читателю, который начинает относиться к этому явлению природы с искренней симпатией и даже с любовью</span>