Бывает совесть и ложная совесть. Причинами одной является Божественная суть человека, причинами другой - боязнь быть осмеянным или осужденным в обществе. Поступок по зову первого вида совести требует большой смелости и может привести к негативу и отчуждению со стороны общества. Поступок по зову второй ведет к тому, что все будут вас любить ( и то не факт), может и осуждать и никто не будет трогать, но и цена этому виду совести духовное состояние человека.
Источником стыда является "привычка" к стремлению делать все так, как требуют признанные границы морали. Человеку не будет стыдно там, где размыты границы добра и зла, хорошо и плохо. Если-же человек переступит осознаваемую им границу, то просыпается совесть (она так-же зависит от этих границ, почему не является источником) и давай стыдить.
Стыд - это страх несоответствия своего образа своим же представлениям о чужих ожиданиях на счет твоего образа. Иначе говоря, страх плохо выглядеть в чужих глазах. Как и любой стр,ах стыд несет оборонительную функцию, но одновременно является сильным тормозом в развитии и мешает адекватному принятию решений. К тому же стыд чаще всего основан на иллюзии, что всем есть дело до того, как ты там выглядишь (т.е на чувстве собственной важности).
Стыд, как и чувство вины - чувства искусственные и созданы для манипуляции и превращения человека в раба.
Не разобравшись, можно предположить, что всё дурное является основной движущей силой совести, и в этом заключается их необходимость. Всё может быть. Но ведь если бы на свете не было дурного, то и совесть была бы не очень нужна. И стыд тоже.
Такие размышленческие перевёртки являются, как мы видим, софизмами. То есть, ошибками мысли. Мы не знаем, что первично - проступок или стыд за него. Поэтому совершать намеренные проступки, чтобы вызвать в себе положительный стыд за них, было бы слишком неразумно. Потому что совесть и стыд в таком случае станут "так называемыми" во всех смыслах. Так как вызваны искусственно и специально для чего-то там.
Самое философское ещё и в том, что человек частенько, совершив нечто постыдное, не чувствует даже и признаков какого бы то ни было стыда. Поэтому лучше не активизировать его источники.
Тогда что является источником стыда, например в такой ситуации: страстная женщина воспитана в рамках пуританской морали и стыдится свободного проявления своей сексуальности даже с мужем, потому что "настоящие леди так не делают". Стыд своей сексуальности есть, дурных поступков не совершено, совесть ни при чём (женщина такой рождена)? Или еще пример: взрослый человек читает детские книжки с картинками и стыдится этого, потому что по возрасту не положено, нужно что-нибудь умное читать? А источник и того и другого стыда один. Какой?
Совесть является источником когда делаешь плохие поступки это одна сторона стыда и гордость тоже являться источником стыда когда человек боится сказать правду в лицо или боится выступать перед аудиторией и т.п .
Конечно же, это совершенно точно неправда. Решающее значение играют устойчивость характера человека, его возможности переносить трудности, решать проблемы в одиночку.
На этот счёт даже не надо проводить никаких особых исследований.
Программа подготовки спецвойск в разных странах включает автономное выживание в дикой природе до полугода. Да и различные случаи экстремального одиночества, один из которых продолжался не десять дней, а целых 74 года наглядно опровергают этот тезис.
Перестать идентифицировать себя с другим человеком. Осознать, что стыдно может быть только за то, за что лично Вы несёте ответственность. Что Вы не обязаны отвечать за поступки других ( если только речь не о ваших несовершеннолетних детях).
Если не брать во внимание сугубо национальные традиции (кто что ест, как танцует, здоровается и т.д.), остается более сложная сфера, которая определенным образом соотносится с менталитетом, - морально-нравственны<wbr />е нормы. С одной стороны, их можно объяснить тем синтезом национального, эмоционально-психоло<wbr />гического, который живет в человеке как представителе того или иного народа, государства, пола и т.д. Если исходить из того, что ментальность - это продукт мозга, то надо начинать с того доказанного факта, что у разных рас, полов мозг разный. Поэтому взаимодействие разных народов, а также взаимодействие женщин и мужчин, других людей, различающихся ментальностью, часто похоже на попытку пчел договориться с медведями о ненападении. У каждого свой язык, своя палитра чувств, система норм.
Но, с другой стороны, существуют какие-то изначальные нормы, которые одинаково оцениваются любой ментальностью. Это высшие гуманитарные ценности. Во все эпохи, при любой ментальности убийство - это убийство, подлость - это подлость, благородство - это благородство. В совершенно разные исторические эпохи люди точно разграничивали эти понятия.
Внутренние ресурсы.Стараюсь всегда быть оптимистом.Хотя это порой очень нелегко.Если бы я не старалась держать себя в руках и позволяла себе прогибаться под ударами судьбы, моя и без того сложная жизнь, была бы мне совсем не мила.И наверное меня бы уже просто не было на свете.Я просто знаю правило.Что в жизни все не вечно.В том числе и плохое.Этим я себя и успокаиваю.
Источник оптимизма для меня, мой настрой, который я сама себе стараюсь создавать
Помогают подкреплять мой оптимизм,приятные жизненные события(даже пустяковые), потому что научила себя радоваться мелочам.Природа помогает тоже.Она исцеляет душу.Вода например, способна поглощать негативную информацию.Дарить ощущение энергетической "сытости" и успокоения.Солнце, просто поднимает настроение своим светом и согревает теплом.Деревья, радует своей зеленью.Летящие птицы, дарят ощущения свободы.Если научится единству с природой, это может помочь человеку.Природой надо уметь "дышать"
Еще когда вижу торжество справедливости.Это тоже добавляет мне оптимизма
И когда добиваюсь чего-то, чего хотела.Тоже добавляет
Но самое главное это общий настрой.Оптимизм это философия жизни.И ее нужно уметь создавать.Конечно, абсолютно счастливым это человека не сделает, но возможно поможет сберечь нервы и здоровье.И предаст сил, для дальнейшего существования и борьбы с трудностями на пути
Я пережила многие свои трудности, благодаря тому, что заставляла себя смотреть на эти ситуации философски и всегда верить в лучшее.Всегда находила чему порадоваться, даже когда было совсем плохо.Короче это тяжело, но можно воспитать в себе определенный взгляд на вещи.А оптимизм, это прежде всего вера именно в лучшее
Главное, это вера в лучшие.И умение радоваться мелочам