В романе "Отцы и дети" Тургенев проводит своих героев через испытание любовью. Это испытание показывает истинную сущность человека.
Если в начале романа, Базаров, провозглашая себя нигилистом, отрицает любовь, то пережитые чувства влияют на него положительно и меняют его отношение. Его принципы непризнания никакой романтики, жизнь опровергает.
Страстно влюбившись в холодную красавицу, он всё-таки вынужден признать существование любви и признаться любимой женщине в своём чувстве. Он пересматривает свои взгляды и на многое готов ради любви.
У Одинцовой же, чувство любви отсутствует, она лишь увлеклась молодым человеком и хочет жить спокойно. И, поняв это, Базаров смиряется и гордо уходит. Он проносит своё чувство с благородством до последних минут жизни. Он познал насколько прекрасна любовь и перед смертью просит любимую женщину: "Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...".
То есть любовь сделала его лучше. Можно сказать, что теперь он уже не нигилист, а романтик и поэт.
Думаю, что вариант б).
Потому как Евгений Базаров – был один из самых любимых героев для Тургенева. В нем он видел будущее России.
Конечно, для нас смерть Базарова кажется совершенно неожиданной и бессмысленной, но, в, то смутное время, такие как Базаров, не могли что-то противопоставить обществу. Они не могли в нем долго и счастливо жить. Общество их, так сказать, «перемалывало». Изменяло под себя.
А Тургенев не хотел такой участи для своего героя. Хотел, чтобы Базаров таким ярким и остался в памяти людской.
Мужество Базарова в том, что он и перед осознаваемой неизбежной смертью не предает своих убеждений. Не меняется его манера разговора и поведения - настолько, насколько это возможно для умирающего. Он иронизирует, пусть и горько, над своей судьбой.
Он верит, что после смерти его ждет ничто, а вовсе не рай или ад. Но не ищет утешения в религии и даже наоборот - до последнего сопротивляется попыткам других людей совершить над ним положенные обряды.
Что же касается более естественного и человечного поведения, то и это тоже правда. Он внезапно понимает, как он дорог другим людям, какое горе принесет им его смерть - и старается, пока это возможно, хоть как-то их утешить. Например, он соглашается на причастие, но только тогда, когда он будет без сознания. Он признается в любви, пусть и несколько своеобразно:
Он пытается утешить возлюбленную и родителей - так, как считает необходимым, так, как это для него возможно при его характере и убеждениях:
На пороге смерти характер Базарова смягчается, но его стержень остается прежним, несмотря ни на что.
Базаров является представителем нового поколение, поколения "детей", а братья Кирсановы представляют "отцов". Между ними всегда происходят конфликты. Базаров яро доказывает свою точку зрения и считает своим главным противником Павла Петровича Кирсанова. Они смотрят на жизнь по-разному, их конфликт и стал причиной, почему Тургенев так назвал своё произведение.
Я не могу вспомнить конкретно таких же нигилистов как Базаров в других произведениях русской классики, но мне кажется вопрос не о точном подобии, а некотором сходстве мыслей или даже родстве душ. Базаров в романе Тургенева непризнанный и непонятый новый герой, со многими противоречиями, но при этом личность сильная и противопоставляемая старым героям. Если искать близких ему персонажей по этому портрету, то сразу вспоминаются Печорин, который относился к окружавшему ему обществу с плохо скрываемым презрением, это Чацкий, который оказался сумасшедшим в глазах модного московского общества, это может быть даже Онегин, который франтил своим умением делать чего-нибудь и как-нибудь в отместку за разбитые обществом мечты.