Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу: "делу –
время, потехе – час", крестьяне отдыхали и развлекались в основном в
праздничные дни. Какие же праздники почитали на Руси? Долгое время в деревнях жили тремя календарями. Первый – природный, земледельческий, связанный со сменой времен года и последовательностью сельскохозяйственных работ. Многие праздники отмечали именно по этому календарю: проводы зимы и встреча весны, первый сев, начало и окончание жатвы. Второй календарь – языческий, дохристианских времен, так же как и земледельческий, соотносился с явлениями природы. Языческие истоки сохранились во многих народных праздниках – Иване Купале, Семике, Масленице и даже в христианских – Рождестве и Троице. И, наконец, третий, самый поздний календарь – христианский, православный, в котором одних только великих праздников, не считая Пасхи, – двенадцать, а остальных и не счесть. Некоторые русские праздники за многие столетия не раз меняли сроки. Так, например, Новый год на Руси до середины. XIV в. отмечали 1 марта, затем перенесли на 1 сентября, а в 1700 г. Петр I повелел праздновать Новый год 1 января, да еще с елкой. Однако в древности главным зимним праздником считалось Рождество, а не Новый год. Рождественские святки
Зимой крестьяне были свободны от сельскохозяйственных работ. В это время, казалось, жизнь на селе замирала. Все сидели в натопленных избах и без особой надобности не выходили на улицу – холодно, да и снега по пояс. Именно на эту пору приходится шумный и веселый праздник – Рождество Христово со святками. Особенно таинственна была рождественская ночь, полная, как считалось, необычных, загадочных явлений, описанных в повести Николая Васильевича Гоголя "Ночь перед Рождеством". Святки (или святые вечера) начинались 25 декабря и заканчивались 5 января по старому стилю. В это время молодежь собиралась в теплых избах и устраивала колядование, гадание, игрища ряженых. Гадание на святки было главным девичьим развлечением. Каждой девушке хотелось узнать, что ее ожидает в будущем, особенно волновали мысли о предстоящем замужестве. "Кто станет суженым? " – вот главный предмет ночных святочных гаданий. Способов гадания знали множество. В стихотворении "Светлана" Василий Андреевич Жуковский перечислил самые распространенные, правда, не рождественские, а крещенские: Раз в крещенский вечерок Девушки гадали, За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали; Снег пололи; под окном Слушали; кормили Счетным курицу зерном, Ярый воск топили; В чащу с чистою водой Клали перстень золотой, Серьги изумрудны; Расстилали белый плат И под чашей пели в лад Песенки подблюдны. Что за приметы скрыты в этих гаданиях? "За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали", чтобы узнать, в какой стороне живет суженый – на это должен был указать носок обуви. Если он показывал на дом гадальщицы, значит предстояло ей сидеть еще год в девках. "Снег полоть" – подбрасывать его вверх и наблюдать, как он падает. Бели ровно и звонко – быть девушке скоро замужем. Загадывая судьбу, ходили подслушивать под окна чужого дома. Если говор слышался веселый, то и жизнь в замужестве ожидалась нескучной, а муж – ласковым и добрым. "Кормили счетным курицу зерном" и, наблюдая, как она клевала, пытались угадать свою судьбу. Для этой же цели "ярый воск топили". По образовавшимся фигуркам судили о своем жребии: если похоже на церковь. – к венчанию, ну а коль напоминает по очертаниям яму или пещеру – жди смерти.
Лава 1. Международное положение Советской России после окончания гражданской войны.
<span>Окончание первой мировой войны (подписание Версальского мирного договора в 1919 г.),
гражданской войны и иностранной интервенции на территории России
создали новые условия в международных отношениях. Важным фактором стало
существование Советского государства как принципиально новой
общественно-политической системы. Сложилось противостояние между
Советским государством и ведущими странами капиталистического мира.
Именно эта линия преобладала в международных отношениях 20-30-х годов XX
в. Одновременно обострились противоречия между самими крупнейшими
капиталистическими государствами, а также между ними и "пробуждающимися"
странами Востока. В 30-е годы расстановку международных политических
сил во многом определяла усиливавшаяся агрессия милитаристских
государств - Германии, Италии и Японии. Внешняя политика Советского
государства, сохранив преемственность политике Российской империи в
реализации геополитических задач, отличалась от нее новым характером и
методами проведения. Ей была присуща идеологизация внешнеполитического
курса, основанная на двух положениях, сформулированных В.И. Лениным.[2] </span>
<span>Первое
положение - принцип пролетарского интернационализма, предусматривающий
взаимную помощь в борьбе международного рабочего класса и
антикапиталистических национальных движений в слаборазвитых странах. Он
основывался на вере большевиков в скорую социалистическую революцию в
мировом масштабе. В развитие этого принципа в 1919 г.
в Москве был создан Коммунистический Интернационал (Коминтерн). В него
вошли многие левосоциалистические партии Европы и Азии, перешедшие на
большевистские (коммунистические) позиции. Коминтерн с момента своего
основания использовался Советской Россией для вмешательства во
внутренние дела многих государств мира, что обостряло ее отношения с
другими странами. </span>
Второе положение - принцип
мирного сосуществования с капиталистической системой - определялось
необходимостью укрепления позиций Советского государства на
международной арене, выхода из политической и экономической изоляции,
обеспечения безопасности его границ. Он означал признание возможности
мирного сотрудничества и, в первую очередь, развития экономических
связей с Западом. Противоречивость двух этих принципиальных положений
вызывала непоследовательность внешнеполитических акций молодого
Советского государства.
<span>Политика Запада в
отношении Советской России была не менее противоречивой. С одной
стороны, он стремился задушить новую политическую систему, изолировать
ее в политическом и экономическом плане. С другой стороны, ведущие
державы мира ставили своей задачей компенсировать потерю денежных
средств и материальной собственности, утраченных после Октября. Они
также преследовали цель вновь "открыть" Россию для получения доступа к
ее сырьевым ресурсам, проникновения в нее иностранных капиталов и
товаров.</span>
Прода́жа Аля́ски — сделка между правительствами Российской империи и Северо-Американских Соединённых Штатов, в результате которой в 1867 годуРоссией за 7,2 млн долларов были проданы её владения в Северной Америке(общей площадью 1 518 800 км²).
Впервые с предложением о продаже Аляски выступил генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьёв-Амурский в 1853 году.