260ТЕRRА ECONOMICUS
2010
Том 8 № 3 Часть 2
ÈÌÏÅÐÈß È ÈÌÏÅÐÈÀËÈÇÌ:
ÈÑÒÎÐÈß ÏÎÍßÒÈÉ È ÑÎÂÐÅÌÅÍÍÛÉ ÌÈÐ
РОГОВ И.И.,
кандидат философских наук, доцент кафедры социологии,
Северо-Кавказская академия государственной службы,
e-mail:
[email protected]
В данной статье произведена попытка уточнения понятий империи
и империализма как с позиций социальной философии, так и в конкретно-
историческом аспекте. Очерчены основные концептуальные подходы
к империализму и показаны исторические рамки последнего. Империа-
лизм рассмотрен как исторически ограниченное существование конкрет-
ного вида империй — морских, колониальных.
Ключевые слова: империофобия; империя; колониализм; прогрес-
систский подход; марксистский подход; доктрина «морской силы»; им-
перский империализм; империализм колониальных империй.
An attempt to identify the concepts of imperialism as the empire with the
methods of social philosophy, and with the historical context produced in this
article. Basic conceptual approaches to imperialism delineated and historical
framework of imperialism shows. Imperialism is seen as a historically-limited
existence of a specific type of Empires — marine, colonial.
Keywords: imperiofobiya; empire; colo
1. Революционный
2. Развивающийся
3. Тяжёлый
4. Предвоенный
5. Империалистический
6. Свободный
7. Поэтический
8. Реформаторский
В 1385 году великий князь Ягайло заключил союз (Кревскую унию) с Польским королевством — принял католичество и новое имя Владислава, женился на наследнице польского престолаЯдвиге и стал королём Польши, оставшись великим князем литовским. Это усилило позиции обоих государств в противостоянии с Тевтонским орденом. В 1387 году Владислав Ягайлоофициально крестил Литву.
Владислав-Ягайло передал великокняжеский престол своему брату Скиргайло, признавшему верховную власть польского короля. Католическое крещение Литвы повлекло усиление польского и католического влияния. Литовским и русским боярам, принявшим католичество, была дана привилегия владеть землей без ограничения со стороны князей (шляхетское достоинство по польскому образцу). Имения их освобождались от повинностей, за исключением постройки городов всей землей. Для католиков вводились польские кастелянские суды. Эти порядки вызвали неудовольствие среди Литвы, во главе которых стал двоюродный брат Владислава-Ягайло Витовт. Он вёл долгую борьбу за престол, привлекая на свою сторону антипольски настроенных князей и бояр ВКЛ и ища союзников и в крестоносцах, и в великом князе московском Василии Дмитриевиче, за которого он отдал в 1390 году свою дочь Софью. Политике сближения Литвы и Москвы оказывал значительную поддержку митрополит Киприан.
1917 - революция в России.
1918 - революция в Германии.
Кто делал Революцию? - социал-демократы, то есть марксисты. Чего они хотели - интернационала. То есть заместо национального государства они хотели построить псевдообразование без конкретных границ и идей, пряча свои собственные выгоды под лозунгом - "диктатура пролетариата". Повод такого лозунга - провели революцию в России и Германии. Решили, что пора браться за весь остальной мир и подчинить его марксистскому влиянию. Не учли - Россия и Германия - более всех ослаблены войной. остальные европейские державы - сытые и довольные после дележа "победного пирожка" - зачем английским или французским рабочим делать у себя революцию, если и так хорошо живётся? Почему идею не реализовали? Потому что были благоразумные люди, которые понимали - что интернационализм - это утрата национальной идентичности. Не будет русских, не будет немцев, не будет французов, англичан, итальянцев... будет серая обезличенная масса рабочих рабов марксизма. Поэтому - интернационал значил утрату национального самосознания и государства как такового.
История Российского Государства XV века, представляет для нас огромный интерес. Этот период нашей истории, период начала становления государства Российского вокруг Москвы, период завершения феодальной раздробленности, и становления нового централизованного государства, который всего через два столетия приведет к появлению новой сильной Империи, простирающийся от просторов Балтии, до Сибири и позднее до Тихого океана. Но это произойдет позднее при правлении Петра Великого, но предпосылки в развитии по этому пути находятся именно в период конца 14го-15 вв.
Согласно исследованиям Н.М. Карамзина, мы можем понять насколько отстающей в социальном, политическом и культурном отношении находилась Русь, после свержения Татаро-монгольского Ига, по сравнению с Европой, которая развивалась значительно стремительнее, чем терзаемая княжескими междоусобицами деспотичная Русь.
Так Карамзин пишет: Но разделение нашего отечества и междоусобные войны, истощив его силы, задержали Россиян и в успехах гражданского образования: мы стояли или двигались медленно, когда Европа стремилась к просвещению. Крестовые походы сообщили ей сведения и художества Востока; оживили, распространили ее торговлю. Селения и города откупались от утеснительной власти Баронов; Государи по собственному движению давали гражданам права и выгоды, благоприятные для общей пользы, для промышленности и для самых нравов; лучшая Исправа (Полиция) земская начинала обуздывать силу, ограждать безопасностью пути, жизнь и собственность. Обретение Иустинианова Кодекса в Амальфи было счастливою эпохою для Европейского правосудия: понятия людей о сем важном предмете гражданства сделались яснее, основательнее. Всеобщее употребление языка Латинского доставляло способ и Духовным и мирянам черпать мысли и познания в творениях древних, уцелевших в наводнение варварства. Одним словом, с половины XI века состояние Европы явно переменилось в лучшее; а Россия со времен Ярослава до самого Батыя орошалась кровью и слезами народа.