Описание Петербурга в романе " Преступление и наказание "
Как известно, Петербург тогда был столицей, административным центром:
<span>"Все эти наши новости, реформы, идеи - все
это и до нас прикоснулось в провинции; но чтобы видеть яснее и видеть все,
надобно быть в Петербурге..." (Лужин о Петербурге).
</span><span> Свидригайлов считает Петербург городом
"полусумасшедших":
"...я убежден, что в Петербурге много народу,
ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки,
то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие
исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдется
столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в
Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния! Между тем это
административный центр всей России, и характер его должен отражаться на
всем..." </span>
Достоевский, как и герой
этого романа, очень любил Петербург и по-своему воспринимал его.
Существует выражение "Петербург Достоевского". Это мрачный, больной,
сырой и все-таки прекрасный город. Городской пейзаж в романе безотраден, сумрачен:
"На улице жара стояла страшная, к тому ж
духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя
вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, - все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы
юноши".
Картины природы или описания великолепных видов
столицы встречаются в романе лишь как контраст к такому безотрадному
изображению. Голодный юноша чувствует себя отверженным среди богатых особняков,
разряженных женщин.
<span> Петербург середины XIX века - это крупный,
густонаселенный город:
"Был уже поздний вечер.
Сумерки сгущались, полная луна светлела всё ярче и ярче; но как-то особенно
душно было в воздухе. Люди толпой шли по улицам; ремесленники и занятые люди
расходились по домам, другие гуляли; пахло известью, пылью, стоячею
водой."
Петербург плотно застроен многоэтажными домами. Эти здания
кажутся "громадными, теснящими и давящими":
"...его
усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к известке и
к громадным, теснящим и давящим домам..."
</span><span> В районе Сенной много "грязи, вони и
гадости", по мнению Раскольникова:
"Он был до того худо
одет...Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь
удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по
преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных
петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими
субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною
фигурой..."
"...в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов,
где грязь и вонь, и всякая гадость. Тут ему вспомнились его собственные
прогулки по Сенной, и он на минуту очнулся."</span>
Однако Петербург в романе Достоевского - это не только
город униженных и оскорбленных, но и город людей "деловых", "положительных".
Образ Петербурга в
романе символичен. С одной стороны, он является фоном, на котором
разворачиваются события, а с другой - это действующее лицо, соучастник
страшного поступка Раскольникова и его раскаяния.
Виданное ли дело — корабли на колесах, идущие с попутным ветром под парусами со стороны поля к городу? Такие корабли перемещали люди великого русского князя Олега в 907 году к Царьграду. Князь Олег не случайно переместил корабли с моря на сушу. Это была его тактика. Именно с суши ему легче было покорить греков.Греки же, увидев корабли на колесах, выслали послов к князю Олегу — они искали примирения. Князь согласен был заключить мир, но потребовал дани на две тысячи русских кораблей, а каждому русичу с корабельного экипажа — по двенадцать гривен Греки заключили мир с Олегом. Русский князь велел им сшить паруса для его кораблей из лучших шелков и повесил свой щит на вратах Царьграда в знак победы русичей над греками. Вернулся Олег в Киев, неся золото и другие щедрые дары.
Об этом рассказывает одно из значительных произведений Киевской Руси — летопись «Повесть временных лет».