<span>Имя художника Виктора Михайловича Васнецова мы уже упоминали при изучении былин («Богатыри»). Сегодня мы обратимся к иллюстрации Васнецова по «Песне…» Лермонтова. «Калашников убивает Кирибеевича».</span><span>2. Аналитическая беседа с использованием текста.</span><span>– Как автор описывает утро перед боем? Что предвещает алая заря? («Зимнее утро. Алая заря разгоняет синие тучи, играючи освещая тесовые крыши. Белые снега, чистые и рассыпчатые, порозовели, и кажется, что заря отражается в них, как в зеркале. Ясная заря, радуясь, смотрится «в небо чистое». Но радость томит душу каким-то неясным предчувствием беды.)</span><span>– Какое событие дня влечет людей к Москве-реке? (Сегодня кулачный бой. Удалые бойцы московские собираются «для праздника, потешиться». Оцепили место для боя и стали «клич кликать громким голосом».</span>Ой, уж где вы, добрые молодцы,Вы потешьте царя нашего батюшку!)<span>– Как ведет себя первый боец? (Первым выходит любимый царский опричник Кирибеевич. Ожидая себе противника, хвастливо посмеивается над ними.</span>Так и быть, обещаюсь, для праздника,Отпущу живого с покаянием,Лишь потешу царя нашего батюшку.И вот толпа раздвинулась, и вышел «молодой купец, удалой боец, по прозванию Калашников», «очи его соколиные» горят недобрым огнем. Он «могутные плечи» распрямливает, натягивая боевые рукавицы, готовится к бою.Посмеиваясь над противником, Кирибиевич спрашивает его:Ты какого роду, племени,Каким именем называешься?)Ответ Калашникова (с. 131).– Почему испугался Кирибеевич, и как изменился он, услышав ответ?(Побледнел в лице, как осенний снег:Бойки очи его затуманились,Между сильных плеч пробежал мороз,На раскрытых устах слово замерло…)<span>– А что же Калашников? (Безмерен гнев Калашникова. Он полон решимости отомстить царскому опричнику за обиду, за поруганную честь семьи. Его правая рука крепко сжата в кулак. Он исполнит свой долг до конца, не задумываясь ни на минуту, отдаст даже жизнь.)</span><span>– Как была велика сила удара опричника? (Удар опричника был силен.</span>Затрещала грудь молодецкая,Пошатнулся Степан Парамонович…Но устоял, хотя «погнулся крест и вдавился в грудь; «из-под него кровь закапала.)– Какое решение принял купец?(«Чему быть суждено, то и сбудется;Постою за правду до последнева…Кирибеевич застонал, закачался, упал замертво».«Повалился он на холодный снег,На холодный снег, будто сосенка,Будто сосенка во сыром боруПод смолистый под корень подрубленная».)<span>Вывод. Повторы слов, сравнение говорят о том, что гусляры сочувствуют ему, молодому, красивому, павшему жертвой несчастной страсти, все же их симпатии полностью отданы Калашникову: он защитник долга и чести, перед царем и перед смертью проявил непоколебимое мужество, стойкость, смелость. Поэтому он и получил признание народа.</span>Пройдет стар человек – перекрестится…<span>А пройдут гусляры… (С. 134.)</span><span>IV. Работа в черновиках: составление плана, подбор цитат.</span>V. Чтение 2–3 работ. Рецензирование учителем.VI. Корректировка работ в черновиках, переписывание в чистовики.<span>Домашнее задание: вспомнить стихи М. Ю. Лермонтова, изученные ранее.</span> <span>
</span>
<span>Творческая деятельность М. Ю. Лермонтова относится к сложному периоду в русской истории — эпохе, когда подавлялось всякое стремление к свободе, правде, — к так называемому «безвременью». Это время наложило отпечаток на почти все творчество Лермонтова. Поэт пытается осмыслить историческую роль своего поколения и не устает упрекать его в трусости, бездушии, подлости. Но во все времена рядом с трусливыми и подлыми живут мужественные, благородные люди. Таков, например, смелый и свободолюбивый юноша Мцыри из одноименной поэмы.</span>«Мцыри» — романтическая поэма, написанная по законам этого жанра. Герой в ней ставится в исключительные обстоятельства. Главным мотивом поэмы становится мотив бегства. Герой бежит в неведомый мир, где, по его представлениям, люди живут свободно и счастливо. Мцыри хочет присоединиться к соплеменникам, которых никогда не видел, но дух которых живет в нем. Он верит, что на его родине, «в краю отцов», где «люди вольны, как орлы», и он сможет быть «не из последних удальцов». Мцыри бежит в бурю, которая как нельзя лучше отражает его душевное состояние, не зря он говорит: «О, я как брат обняться с бурей был бы рад!»Мцыри не попадает на свою родину, он не находит туда дорогу, но он был на воле и ему пришлось пройти через ряд испытаний. Утром после грозы Мцыри обнаруживает, что находится на краю «грозящей бездны». Этот страх скоро забывается, и юноша снова чувствует единение с природой, которую он так хорошо понимает и любит и которая отвечает ему в этом взаимностью.Утром у ручья Мцыри встречает грузинскую девушку, пение которой его очаровывает. В душе юноши происходит борьба. С одной стороны, здесь человек, который так близок ему по духу: пойти за девушкой — значит найти то племя, к которому она принадлежит, и, быть может, влиться в его ряды.Но есть другая цель — отыскать далекую родину, а может быть, и отца и мать. Второе берет верх, и в этом проявляется сила духа юноши.<span>Еще одно испытание выпадает на долю Мцыри — встреча с барсом. Здесь в полной мере проявляется сильный характер героя. Мцыри не боится смерти, он знает, что неволя, монастырь страшнее смерти. Лучше погибнуть в схватке с этим гордым свободным животным, чем влачить жалкое существование среди унылых, безликих монахов. Мцыри выходит победителем из схватки с барсом, но ему не суждено попасть на родину. Заблудившись в лесу, он снова приходит к монастырю, из которого убежал. Звон колокола привносит в душу юноши смятение, и его охватывает скорбь об утраченной свободе.
Мцыри за эти три дня на воле постиг так много. Он узнал то,1 что стремился узнать: для чего приходит человек в этот мир. Теперь он твердо знает, что человек рожден быть свободным. Юноша увидел недосягаемый и далекий, но такой прекрасный мир, с его лесами, пышными полями, величественными горными хребтами, увидел голубое небо и солнце. Это навсегда запечатлелось в его памяти. Чтобы изведать и понять это, стоило бежать из монастыря, терпеть испытания. После этого и смерть уже не кажется такой пугающей.</span><span>Ты хочешь знать, что делал я На воле ? Жил — и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей, — говорит монаху умирающий Мцыри.
Исповедь героя перед смертью раскрывает нам его душу. В последние минуты жизни Мцыри просит принести его в сад, чтобы почувствовать еще раз то единение с природой, которое он однажды уже испытал.</span><span>Юноша погибает, но внутренне он одерживает победу. Поражение Мцыри только внешнее, оно не отменяет порыва к свободе, жажды единения с природой. Уже сам по себе этот порыв — символ непримиренного, неуспокоенного и мятежного духа. Несмотря на то что сила духа угасает без «пищи» и Мцыри ищет «приют в раю, в святом заоблачном
краю», он все-таки готов променять «рай и вечность» на вольную, полную опасностей жизнь в стране отцов. И в этом его победа.</span><span>Такие люди, как Мцыри, ставший, по словам Белинского, «отражением в поэзии тени» самого поэта, являются подлинно героическими личностями.</span>
План 1 действия:
1.Тришка и кафтан Митрофана.
2.Сон Митрофанушки.
3.Разговор о предстоящей свадбьн Скотинина и Софьи.
4.Письмо от дяди Софьи, Стародума.
5.Богатая наследница и невеста Митрофанушки.
<span>6.Приезд в деревню солдат на постой.
</span>
Жил в деревне иван дурак который однажды захотел уехать в город.Он на следующий день поехал и очутился по середине города, он не знал правил дорожного движения , и поэтому несколько раз его чуть ле не сбили машиной, он как дурак целый день ходил по городу , ну в коне концов его поймала полиция .Он один день был в обезъянике потом его отпустили . и он от испуга в следующий день уехал в деревню