Описание природы в "Кавказском пленнике" служит для придания выразительности поступкам героев. Л. Н. Толстой описывает природу в преддверии совершения ими этих поступков, объясняя их внутреннее состояние и побудительные мотивы действий.
Когда обоз выступает из крепости и медленно едет по выжженной от зноя степи, "пыль, жара, солнце", которое так и печёт, вынуждают Жилина и Костылина уехать вперёд, чтобы быстрее добраться до места назначения, но по дороге они попадают в плен.
В плену Жилин вынашивает план побега и прошедшая гроза подсказывает ему, что надо бежать: "Вот как прошла гроза, везде ручьи бегут".
На татарской стороне всюду горы, "промеж гор всюду лес синеется, а там ещё горы -- всё выше и выше поднимаются. А выше всех белые, как сахар, горы стоят под снегом", как бы подсказывая, что этот путь неверен. Зато с русской стороны " под ногами речка, садики кругом. Дальше -- горы, а за ними лес, а ещё дальше ровное место, где крепость". Увидя этот пейзаж, Жилин уверился, что этот путь ведёт к освобождению и был прав.
<span>"Стало солнышко закатываться. Стали снеговые горы из белых - алые; в чёрных горах потемнело; из лощин пар поднялся, и самая та долина, где крепость наша должна быть, как в огне загорелась от заката", указывая Жилину путь к свободе.</span>
Қазанды есік жаққа қаратып қисайтып қоюға болмайды. Мағынасы: несібе төгіледі, ырыс далаға кетеді.
Жуған соң,қолды сілкімейді. Мағынасы: ырыс несібе кетеді.
Шашты жайып жүруге болмайды.Мағынасы:күйеуі қайтыс болған,қаралы әйел шашын жайып жылаған.
Бүйіріңді таянба.Мағынасы: қайғы-қасірет шақырады.
Есікке керілмейді.Мағынасы: үйге ешкім кірмесін деген сөз.
Көк орамалды басқа тартпайды.Мағынасы: күйеуі өлген әйел көк тартады. "Маңдайына көк тігілді" -деген сөз содан қалған.
Адамды саусақпен санамайды. Малды,тұтқынды ғана саусағын шошайтып санаған.
Дастархан қос қабатталған болса, тұйық жағын төрге қаратады.Мағынасы: дастархан оң болмац,ісіңде жол болмайды деген.
Таких девушек описывал Тургенев в своих произведениях : скромные, с опущенным взором, краснеющие по любому поводу, непременно влюбленные и не смеющие признаться в своих чувствах. Трепетные, нежные, женственные. Короче, несовременные.